Пощёчина общественному мнению

Василь Уразметов

Маленькие дети,
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять...
Бармалей

Предисловие

Роберт Меткалф (Dr. Robert Metcalfe) - изобретатель Ethernet, сетевой гуру - в апреле 1996 сделал прогноз - по его мнению Internet в 1996 году ожидал катастрофический коллапс, в лучшем случае - временный. Но в то же самое время он верил, что Internet переживёт эту ``клиническую смерть'' и последующий восстановительный период, и выйдет через этот кризис на качественно новый уровень, чем откроет новую эру развития мировой экономики.

В 1996 году конец Internet так и не наступил. Но 1996 год стал годом Internet. И в этом обнаружилась другая опасность: Сеть оказалась весьма привлекательной темой для средств массовой информации и массовой культуры. Толпы гуманитариев устремились в неисхоженные (и неизгаженные) ими земли, боясь опоздать к разделу большого сладкого пирога. Слишком легко разглагольствовать о том, что на слуху у всех, но истинных знатоков которого мало. Достаточно придумать красивую/страшную сказку, и не отягощённые интеллектуальной деятельностью обыватели, визжа от восторга (или стуча зубами от страха), возведут новоявленного пророка в свои пастыри.

Так появился новый, любимый журналистами, ``жупел с ручкой для размахивания'' - страшилки про хакеров Internet и их питомник - Fidonet. Так живёт сказка о несметных сокровищах* Сети, которые достанутся каждому, кто успеет запустить свою руку в золотую жилу этого Эльдорадо...

Милостивые государи и государыни! Пора вспомнить, зачем человеку дано то, что большинство людей использует только для ношения шляпы и очков, и использовать это согласно предназначению. Пора начать думать своей головой.

Предыстория

Желающим прочитать старую сказку о происхождении Сети рекомендуется обратиться к классике литературы об Internet, как к ``бумажной'', так и к сетевой. Здесь мы поведём речь об истории сетевого сообщества.

Боги

На заре Internet (когда и названия-то такого не было) население Сети состояло из высокообразованных профессионалов - почти гениев в области вычислительной техники, телекоммуникаций, компьютерных сетей. Это было общество интеллектуалов. Помыслы их были чисты (хотя изначальные цели - не очень). Им нечего было прятать и незачем было таиться друг от друга. Среди них не было недругов. Эти люди работали во имя единой цели - они создавали новую технологию - TCP/IP - основу основ самой Сети.

На заре Internet главной целью сетевого сообщества была сама Internet.

Гуру

С созданием основ, формированием ядра технологии TCP/IP, развитие её перешло из революционной стадии в эволюционную. Сеть перестала быть достоянием гениальных одиночек и в ряды её исследователей влились сотни и тысячи высококвалифицированных компьютерных специалистов - гениальности уже не требовалось. Боги (читай - пещерные люди) научились кое-как рисовать сами и научили этому некоторых полубогов - художников. Этих художников уже не боготворили, но их было крайне мало - требовались огромный талант и сноровка. Технология TCP/IP из эзотерического знания превратилась в высокое искусство, техника которого нуждалась в долгом и упорном совершенствовании.

На данном этапе развититя Internet основной целью сетевого сообщества было разработка и наработка основного фонда стандартного аппаратного и программного обеспечения новой сетевой технологии.

Хакеры

В некоторый момент развитие TCP/IP достигло уровня доступного значительной части студентов младших курсов высших технических учебных заведений - этот момент следует считать переломным для всей истории Internet. Одарённые молодые люди бросились изучать новое доселе им неведомое чудо техники, препарировать это явление, отлаживать, ``доводить до ума'', настраивать, приспосабливать, проявляя при этом чудеса смекалки. Именно эту деятельность обозначает слово ``hack''. Именно хакеры - люди, чья интеллектуальная (и духовная) жизнь (почти) полностью посвящена компьютерам - обнаружили, что Сеть есть уникальное средство связи, предоставляющее возможность общения с единомышленниками по всему миру. Сеть получила мощнейший источник новых великолепных идей, свежих сил, энтузиазма, нашла новый смысл своего существования и развития. Именно в это прекрасное время Сеть обрела свою философию, этику, этикет.

Сеть была объявлена пространством свободы: интеллектуальной и духовной. Основным моральным принципом признана анархия, в её истинном значении. Этот принцип есть категорический императив И.Канта: ``Каждый член общества должен исповедовать для себя такие моральные нормы, которые он готов принять в качестве норм общественной морали'' - этот мощный и справедливый ограничивающий принцип, издревле известен в менее мудрёной формулировке: ``Не делай другому ничего, чего бы ты не хотел испытать от другого в отношении себя''. Свобода одного члена общества заканчивается там, где начинается свобода другого.

Основной деятельностью в Сети стала разработка сетевого программного обеспечения объединёнными усилиями хакеров всего мира - так появились виртуальные коллективы и завоевала попуярность парадигма свободного программного обеспечения - логическое продолжение всей истории развититя производства software.

Сетевое сообщество на деле доказало жизнеспособность, эффективность и продуктивность (по крайней мере - интеллектуальную) истинной демократии - анархии. Парадигма free software продемонстрировала превосходство над прежними моделями разработки программного обеспечения, способность уже на данном этапе противостоять давлению монополистов. Главное достижением сетевого сообщества на этом этапе развития есть переход Internet из технической области в область социальную, экономическую и даже политическую.

Ламеры

Хиппи выросли, постриглись, одели строгие костюмы, галстуки и ушли в бизнес. Хакеры заканчивают учиться и уходят работать, неся свет нового знания и новых общественных отношений в люди. Люди идут в Internet и находят для Сети новые области приложения, несут в Сеть новые для неё хаос, воинствующее дилетантство, хамство, мещанство, а также высокое искусство, философию, эстетику. Люди приводят Сеть в новые для неё сферы человеческой деятельности - в бизнес, в искусство, в политику. Сетевое сообщество всё более разрастается и стремится отождествиться с мировым сообществом. Мировое сообщество, в свою очередь, воодушевлённо этому способствует.

Что есть цель Internet на данном этапе? Internet приближается к человечеству и цели её - тоже. Но есть ли цель у человечества? У Internet, сетевого сообщества, пока есть - экстраполяция эволюции целей Сети из прошлого на сей день даёт: цель Сети сегодня - создание единства свободных личностей, способное противостоять давлению общественных формаций стадного типа, построенных на принципах принуждения и подавления (любого вида - военного, полицейского, экономического, писхологического или идеологического). Но эволюционные тенденции не учитывают революций, поэтому обратимся к Internet в мире сегодняшнем.

Internet сегодня

Those who would give up essential Liberty,
to purchase a little temporary Safety,
deserve neither Liberty nor Safety.
Benjamin Franklin,
Pennsylvania Assembly, Nov. 11, 1755.

О новом кумире

Кое-где существуют ещё племена и народы, но не у нас, братья мои: у нас есть государства.

Blue Ribbon Так называемый американский народ считает гарантией своей демократиии свободу слова, также как и свободную продажу оружия. Но, как известно, свобода печати относится к тому, кто владеет ею.* Демократия?

Усугубляет ситуацию следующий очевидный факт. Средства массовой информации принадлежат:

А как же народ? А народу принадлежит искусство.

Крушение информационной монополии означает для власть предержащих потерю тотального контроля над сознанием рядовых граждан. Именно поэтому государства, выражая волю власть имущих, стремятся прибрать к рукам любые средства, способные предоставить народу возможность противостоять ``промыванию мозгов'', выстоять против напора официальной пропаганды.

Во время событий августа 1991 года, включив телевизор или радиоприёмник, можно было лишь наслаждаться Высоким Музыкальным Искусством. ГКЧП, согласно ``руководству к действию'', взял под контроль мосты, телефон, телеграф, радио и телевидение. Информацию о действительном положении дел можно было получить по Internet. Информация по сетям (и Fidonet в том числе) распространялась по всей стране, шла за рубеж. Междугородные и международные линии связи постепенно ``выходили из строя''. Internet продолжала работать. И российская, и мировая общественность были отлично информированы о происходящем.

Из этой ошибки ГКЧП все государства мира извлекли для себя урок. Более такого шанса Internet может уже не представиться...

Internet, будучи величайшим информационным инструментом, когда-либо созданным человеком, является объектом пристального внимания государства, усматривающего в ней угрозу своей власти над умами своих граждан. С этой точки зрения совершенно закономерной представляется государственная политика направленная на ограничение свободы в Internet, торможение её развития и совершенствования, активное и пассивное препятствование её распространению, умаление её возможностей и привлекательности, затруднение доступа к Сети. Только так следует интерпретировать действия правительств США, России, Беларуси, Китая...

Golden Key Одним из критериев научности теории является критерий Поппера. Согласно этому критерию, любая научная теория должна допускать своё опровержение.* Например, любая физическая теория (гипотеза) должна быть такой, что её возможно опровергнуть единственным экспериментальным фактом. Специальная теория относительности может быть отвергнута, например, если экспериментально доказать возможность передачи сигнала со скоростью большей, чем скорость света в вакууме.

Здесь мы утверждаем (о, нет, это не мы придумали), что любая действительная демократия должна предоставлять способ мирной замены всей структуры власти. У народа должна быть возможность ``свергнуть'' правительство, если оно узурпирует власть. Если такой возможности у народа нет, то страна придёт к тоталитарному государству.

Прилагательное ``тоталитарный'' в отношении государства означает вмешательство последнего во все сферы жизни общества, вплоть до личной жизни граждан. Следствие из этого определения: если государство считает себя вправе вмешиваться в личные дела своих граждан, например, перлюстрировать их личную переписку, то такое государство определённо есть тоталитарное.

Демократический строй должен гарантировать соблюдение прав человека: неприкосновенность личной жизни граждан, их личную свободу, тайну их переписки и т.д. - см. Декларацию прав человека. Если демократия не в состоянии обеспечить соблюдение прав человека, то, по крайней мере, она должна предоставлять каждому возможность лично заняться защитой своих прав и обеспечить их соблюдение самостоятельно.

Таким образом, мы показали, что ограничение и контроль использования средств шифрования со стороны государства является ни чем иным, как проявлением тоталитаризма. Так же, очевидно, следует расценивать ограничение свободы слова в Сети, ограничение и контроль доступа к Сети, запрет на использование какой-либо технологии, установленный из политических соображений, и т.п.

Мы привели все эти философские рассуждения за тем, чтобы ясно показать вам, что ныне Internet является индикатором демократии. Более того, следует понимать, что Сеть есть гарантия демократии Эры Информации, и относиться к ней нужно соответствующим образом.

Из этого доказанного нами утверждения следует: член демократического общества, желающий уметь отстаивать свои права, должен, среди прочего, уметь донести свою информацию до общественности, что может технически обеспечить Internet, поэтому логично было бы придать ей соответствующий политический статус. Конечно, мы понимаем, что данное условие является необходимым, но не достаточным условием гарантии прав человека. Но в любом случае, необходимые условия должны быть выполнены.

Большинство членов нашего общества лишены возможности обратиться к общественности через современные (традиционные) средства массовой информации - прибегнуть к этому чрезвычайному средству защиты, если их исконные права окажутся нарушенными, а законы окажутся либо бессильными, либо грубо попранными самим государством. Именно поэтому технические возможности Internet представляют огромную ценность. И этими возможностями должен уметь воспользоваться каждый.

О тысяче и одной цели

Чем же так хороша Internet? В чём же секрет её ошеломляющей популярности?

Internet - это гениальная комбинация - она с одной стороны является мощнейшим информационным инструментом, с другой - сверхнадёжным и оперативным средством связи, с третьей - базой для развития информационных технологий будущего, именно здесь зарождаются и проходят испытания на жизненность, жизнеспособность и прочность самые смелые и перспективные идеи. Internet представляет также и широчайшее поле для творчества, приложения сил молодых учёных, программистов, экскаваторщиков - с каждым днём всё больше учебных заведений подключаются к Сети.

Internet даёт возможность самовыражения, творческой самореализации талантливым энтузиастам компьютерной революции. Каждый желающий может реализовать свои идеи в Internet - это самая демократичная организация в мире. Именно энтузиасты (и только они) занимались и сейчас продолжают занимаются развитием Internet, проводят стратегические исследования, разрабатывают новейшие перспективные технологии, создают новые сетевые приложения. Именно энтузиасты в своё время придумали многие поисковые системы, именно добровольцы создали и поддерживают (несмотря на изобилие поисковых средств в WWW) сетевые каталоги различных ресурсов. Получая постоянную мощную подпитку свежими идеями и силами, Internet развивается ошеломляющими темпами, постоянно находится на переднем крае прогресса. Именно благодаря своей демократичности и доступности Internet удаётся быть таковой.

Думаем, в этой истории настало время поговорить о личности - об индивидууме в сегодняшней Сети. Что ищет человек в Internet? Какие надежды он лелеет, подключаясь к Сети? Каких целей он желает достичь, создавая, например, свой WWW-site или просто персональную Web-страничку? Что им движет?

Либидо

Существует множество людей, всё поведение которых преотлично опысывается теорией Фрейда*. Подавляющему большинству людей свойственны (хотя бы некоторые) мотивы, указанные в психоаналитической теории, являющиеся (согласно той же теории) различными проявлениями и трансформациями полового инстинкта: жажда власти, лидерства, стремление выдвинутся, желание богатства, эксгибиционизм, мания величия, тщеславие, а также другие мотивы биологического происхождения, например, стадный инстинкт - истинное название моды.

Естественно, все перечисленные мотивы в различных пропорциях и с различной частотой встречаются в основе деятельности всех членов общества и сетевого сообщества. Но нам хотелось бы возвыситься над этой категорией и рассмотреть мотивы другого рода, более глубокие (или высокие?).

Homo sapiens sapiens Internetus

Homo sapiens - это кроманьонец. Homo sapiens sapiens - это современный человек разумный. Homo sapiens sapiens Internetus - это человек сетевой - Netizen - новый общественный вид, формирующийся на наших глазах.

Этим мы хотим сказать, что человечество, вступая в новую эру - информационную - изменяется само - оно транс-формируется социально и интеллектуально. Человек из животного общественного биологически и психологически превращается в животное общественное интеллектуально - формируется единое информационное и интеллектуальное пространство человечества - возможно, это и есть ноосфера Вернадского, может быть она только зарождается, а быть может это начало конца её эмбрионального развития (детства?) и мы наблюдаем её переход в новую фазу.

В этом аспекте стремление человека в Сеть есть стремление свободно включиться на равных в социум нового типа - получить доступ к Информации и внести свою лепту в это Знание.

Каждому человеку есть что сказать людям. Писатель - это человек, имеющий что и умеющий сказать это людям. Поэт - умеющий говорить мысли народа, чувствующий их витающих в воздухе, понимающий их и облекающий их в слова - форму понятную непосвящённым. Сила дарования определяет величие.

Так же человек в едином информационном пространстве. Средний член сообщества в качестве символически обязательного взноса приносит свою информацию, например, в виде персональной web-странички, свои знания, квалификацию - в виде консультаций в Usenet, информационно живёт в Internet - пользуется Сетью для личных связей - например, e-mail вместо бумажной почты и большей части телефонных разговоров, проявляет социальную активность, поддерживая (или не поддерживая) сетевые общественные движения, протестуя против посягательств на личную или общественную свободу, и т.д. Более высокий уровень - перевод экономических сношений в электронную форму, совсем не обязательно, чтобы эта информация шла по каналам Internet, важным здесь является существенное уменьшение характерного времени транзакции и глобализация - отвлечение от расстояний. Следующий уровень сетевой активности - информационная активность, например, дублирование своих публикаций в электронном виде в Сети и последующий переход на сетевые публикации как первичную форму издания. Вживание человека в сетевое сообщество, превращение его в netizen, происходит через перенос его жизненного пространства из обыденности в Сеть - через перенаправление потоков информации по глобальным каналам. Стремление к новому качеству - вот что влечёт человека в Internet.

Действительно ли эти мотивы имеют место, осознаются ли они самим сетевым сообществом, сетевыми индивидуумами, или эти мотивы запрятаны глубоко - в бессознательном, подсознании или же в ``надсознании'' - не знаю.
Спросить бы про то в Сети...

Urazmetov@mx.ihep.su


Увы, они не имеют в виду информацию.

A.J. Liebling.

Согласно именно этому критерию концепция Бога не является научной.

Наиглавнейшую идею этой теории Фрейд взял у Ницше. И никому о том не сказал.


Copyright: Уразметов Василь, 1997.