Open Software Foundation Motif (OSF/Motif) представляет собой пакет, включающий менеджер окон, набор утилит для выполнения различных вспомогательных операций, а также библиотеку объектов, построенных на основе X Toolkit Intrinsics. В разделе, посвящённом средствам разработки пользовательскиих интерфейсов (UIDS/UIMS), приводился пример UIDS --- система XFaceMaker3, которая является типичным X-приложением, написанным на основе OSF/Motif.
Motif поддерживает все классы Xt и, следовательно, ресурсы этих классов, но для записи имени и класса ресурса объекта используются константы, начинающиеся соответственно с префикса XmN и XmC. Для записи типа ресурса употребляются константы с префиксом XmR (вместо XtR, принятого в Xt).
Motif расширяет множество классов объектов, предоставляемое Xt. В частности, Motif поддерживает достаточно большой набор классов, позволяющих создавать меню, полосы прокрутки (scrollbar), нажимаемые кнопки, редактирующие элементы и т.д.
Кроме этого, Motif предоставляет специальный класс объектов, которые называются gadget -- они образуют в Motif отдельный класс XmGadget, который является подклассом класса RectObj. Они также могут использоваться для создания интерфейсных элементов, но обладают особенностью -- они не имеют собственных окон. Для рисования gadget пользуются окном своего родителя.
Каждый класс widget имеет достаточно широкий выбор как наследуемых, так и дополнительных, специфичных для него ресурсов. Они позволяют управлять такми важными характеристиками объектов, как цвет фона, местоположение на экране, шрифт выводимого текста и т.д.
Некоторые из классов Motif не используются для создания экземпляров widget (такие классы в терминологии объектно-ориетированного программирования называются абстрактными). Они содержат в себе самые общие атрибуты и методы, необходимые для функционирования различных типов widget.
Motif имеет два основных подкласса объектов: XmPrimitive и XmManager (класс XmGadget поминался ранее). Оба этих класса являются абстрактными. Превый из них наследуется от класса Core и используется как базовый для классов объектов, не владеющих другими объектами. Примерами являются нажимаемые кнопки, спсики и т.д. Класс XmManager наследуется от класа Constraint и применяется для создания объектов, которые могут иметь и управлять дочерними объектами.
Иерархия классов Motif (Xm) представлена на рисунке. В левой части расположены рисунка классы Xt. В правой части --- собственно классы X Motif.
При создании экземпляров обычных классов объектов Motif (widget) порождается и соответствующее окно. Если программа использует много widget, то это приводит к значительному замедлению работы приложения. Время тратится и на создание окон, и на дальнейшую работу с ними. Но легко видеть, что наличие для каждого объекта отдельного окна совсем необязательно. Метки (label, кнопки, да и многие другие widget с успехом могли бы использовать для рисования окна своих родительских объектов. Нет окна -- не надо обращаться лишний раз к серверу, растёт производительность и не тратится дополнительная память.
Проводя именно эту идею в жизнь, разработчики Motif продублировали некоторые классы объектов, создав две версии -- с окном и без окна. Версии объектов, не имеющие окон, ведут свою иерархию от абстрактного класса -- XmGadget, и обобщающее название у них такое же. Этот специальный класс объектов наследует свои характеристики от класса RectObj, который, в свою очередь, есть абстрактный класс, заключающий в себе базовые механизмы управления геометрией объектов.
Кроме того, что gadgets не имеют собственных окон, на них накладываются и другие ограничения. Так, для них нельзя определить обработчики событий (event handler), таблицы трансляции(*). Кроме того, gadget не могут иметь объектов-потомков. В остальном функциональность gadget и соответствующих widget одинакова, поэтому описывать их отдельно мы не будем, только перечислим.
Класс XmGadget содержит подклассы:
Этот абстрактный класс содержит:
Если объект выбирается, например, нажатием левой кнопки мыши, когда её курсор находится на объекте, то цвет границы widget меняется, что создаёт эффект нажатия. После освобождения кнопки, цвет границы восстанавливается. Нажать на такой widget можно и с клавиатуры -- для этого надо передать объекту фокус ввода и нажать на клавишу ``пробел'' (обычно).
Представитель данного класса служит для создания так называемых ``отмечаемых кнопок'' (check button), которые мудрее было бы называть ``галочками'', и ``радио-кнопок'' (radio button) -- многопозиционных переключателей. Первые служат для задания логических параметров, т.е. имеющих два значения. Вторые служат аналогичной цели, но множество значений в данном случае конечно и содержит более двух элементов. При этом форма графического представления объекта типа XmToggleButton зависит от того, используется ли он как ``галочка'' или ``радио'' кнопка.
Как правило, widget класса XmToggleButton объединяются в конструкции, которые называются, соответственно, блок отмечаемых кнопок (check box) и блок радио-кнопок (radio box). Эти блоки, в свою очередь, представляют модификации объектов класса XmRowColumn, описанного ниже.
Motif предоставляет ряд удобных процедур, позволяющих производить с widget этого класса самые разнообразные операции: получить и модифицировать данные, скопировать выделенную часть данных в системный буфер (clipboard) и прочая.
Данный класс является абстрактным, т.е. не используется для порождения объектов. Он определяет базовые параметры, необходимые для построения классов widget, которые могут управлять другими объектами. Эти ресурсы нужны для правильного отображения дочерних widget и управления получением ими фокуса ввода.
Класс XmManager содержит:
При изменении размера объекта, например, с помощью мыши, начальное расположение подобъектов либо не меняется, либо они перемещаются так, чтобы избежать взаимопересечения. Если окно widget становится меньше, то части подобъектов могут стать невидимыми.
Класс XmBulletinBoard содержит:
Для каждой дочерней widget можно указать, к чему привязан её левый, правый, нижний или верхний край. Так, если левый и правый края подобъекта привязать к правому краю формы, то расстояние от них до этого края всегда будет оставаться одним и тем же. Если размер формы уменьшится, то подобъект сдвинется влево, а если размер увеличится, то -- вправо. Можно привязать один подобъект к другому. Тогда изменение положения подобъекта, к которому привязан widget, приведёт к перемещению привязанного объекта так, чтобы расстояние между ними сохранилось.
При изменении размеров формы все связи между её подобъектами сохраняются.
Используя блок выбора, пользователь может указать нужную ему подстроку в списке или ввести её в текстовое поле. Установки подтверждаются нажатием кнопки ``Ok''.
Класс XmSelectionBox включает:
Объекты данного класса содержат элементы:
Данный класс содержит подкласс
Motif предусматривает класс объектов XmMenuShell для создания различных меню. Этот класс наследуется от класса OverrideShell (из Xt).
Как уже упоминалось при описании Xt, класс TransientShell используется для создания объектов программы, которые, с одной стороны, непосредственно контактируют с менеджером окон, а с другой стороны, имеют особенности, отличающие их от обычных окон верхнего уровня. Основной из этих особенностей является та, что widget класса TransientShell нельзя минимизировать. Но они убираются с экрана, если в пиктограмму превращается родитель. Такого рода widget, как правило, используются для создания вспомогательных окон программы.
Motif использует указанные свойства класса TransientShell и развивает их в производном классе XmDialogShell. Последний служит в качестве shell-объекта диалога.
Библиотека имеет набор процедур, облегчающих создание описанной конструкции.
Как было указано, конструкция диалогового окна в Motif следующая: сначала идёт объект класса XmDialogShell, в который потом включается widget одного из подкласов класса XmManager, этот объект используется для размещения разнообразных объектов.
В библиотеке предусматриваются специальные процедуры для создания диалогов. Они различаются по типу widget, являющейся дочерней по отношению к объекту класса XmDialogShell.
В библиотеке достаточно большое количество widget, которые используются для отображения текстовой информации. Это XmLabel со подклассы, XmText и др. Для задания возможных шрифтов, которые можно применять при рисовании строк, используется ресурс XmNfontlist. Он имеет тип XmFontlist. Значение его -- множество пар ``шрифт''/``тэг шрифта''.
Тэги (метки) предназначены для того, чтобы сделать программы независимыми от конкретных шрифтов, задаваемых пользователем. Делается это следующим образом: приложение создаётся так, что во всех функциях, работающих со строками текста, присутствуют не сами шрифты, а их метки. Когда задача скомпилирована и стартует, определяется соответствие между тэгами и конкретными шрифтами. Последние и используются для рисования.
Motif имеет средства для работы не только со строками текстов, выводимыми единым шрифтом, но и позволяет работать с такими объектами, как ``составные строки'' -- т.е. строками текста, в которых используется много шрифтов. Имеется набор средств для создания таких строк, работы с ними и преобразования их к обычным, ``одношрифтовым'', строкам.
Сам Motif работает с изображениями, представляя их во внутреннем формате, представляющем собой простейшую битовую карту (bitmap), которая задаётся с помощью структуры XImage.
Motif поддерживает две модели передачи фокуса ввода. Первая из них неявная (pointer): фокус отдаётся той widget, в которую перемещается курсор мыши. Вторая модель -- явная (explicit): для передачи фокуса надо поместить курсор мыши в окно widget и нажать на левую кнопку мыши. Когда widget или gadget получают фокус ввода, их граница подсвечивается.
Кроме этих моделей передачи и получения фокуса ввода существует ещё механизм передачи фокуса ввода от одной widget к другой. Объекты могут быть объединены в группы -- это может делаться заданием необходимых значений соответствующих ресурсов, а может быть отдано на откуп системе. В последнем случае Motif автоматически связывает widget, используя встроенные правила. Так, например, объект класса XmMessageBox содержит три группы: одна -- ``основной'' объект диалога (класс XmForm), вторая -- ``метка'', в которой представлено сообщение пользователю, третья -- нажимаемые кнопки.
Фокус ввода передаётся как от одного объекта (в группе) к другому, так и от группы к группе.
Передача фокуса внутри группы производится с помощью клавиш стрелок, а от группы к группе -- с помощью клавиши табуляции (поэтому сами группы называют Tab-группами). При передачи фокуса группе, фокус ввода в ней передаётся первому объекту, который может получить фокус (объекту можно запретить получать фокус, установкой подобающего значения соответствующего ресурса). Порядок передачи фокуса ввода внутри группы совпадает с порядком, в котором созданы её widget. При этом, обычно, комбинация клавиш <Shift-Tab> перемещает фокус в противоположном направлении.
Motif предоставляет также ряд процедур, с помощью которых можно управлять фокусом ввода.
WebMaster at Bolizm