В настоящее время нелинейная динамика и волновое моделирование становятся определяющими парадигмами научного мышления (Д.А.Меницкий, 1969; А.В.Гапонов-Грехов, А.С.Ломов, Г.В.Осипов, М.И.Рабинович, 1989; В.М.Бехтерев, 1991; С.П.Капица, С.П.Кудюмов, Г.Г.Малинецкий, 1997). К этой проблематике сейчас относят изучение биологических часов (Н.А.Пэрна, 1925; А.Л.Чижевский, 1928, 1969; Э.Бюннинг, 1964; Р.М.Баевский, Т.Д.Семенова, М.К.Чернышев, 1976; Н.А.Агаджанян, 1977; Ю.Ашофф, 1984 b; Л.Гласс, М.Мэки, 1991; и др.). Установлено, что био- и нейрофизиологические колебания имеют сезонную периодичность. Показано, что архитектоника биоритмов является уникальной характеристикой индивида (А.Д.Слоним, 1961; А.П.Голиков, П.И.Голиков, 1973; В.А.Матюхин, С.Г.Кривощеков, 1975; Н.И.Моисеева, 1978; В.П.Казначеев, 1980; В.И.Шапошникова, 1991). Десинхроноз (дизритмия) влечет нарушение психологического состояния и свойств индивидуальности (Г.А.Аминев, В.В.Трускалов, 1984; Б.С.Алякринский, С.И.Степанова, 1985; Г.А.Аминев, М.Н.Красильникова, Л.Н.Котлярова, 1985; В.И.Макаров, 1986; Н.А.Агаджанян, Н.Н.Шабатура, 1989).
Наряду с этим в дифференциальной психологии и психофизиологии фундаментальным направлением является концепция иерархической организации субъективной реальности (U.Bronfenbrenner, 1951; Б.Г.Ананьев, 1971; А.В.Брушлинский, 1978; В.М.Русалов, 1980; Э.А.Голубева, 1980, 1996; Н.Н.Данилова, 1982; К.В.Судаков, 1983; А.И.Крупнов, 1985; В.Г.Леонтьев, 1992; Г.А.Глотова, 1994; В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев, 1995; С.А.Изюмова, 1995; В.Д.Шадриков, 1996; Е.Д.Хомская, 1996, 1997; В.А.Петровский, 1997; и др.), наиболее полно разработанная пермской школой интегральной индивидуальности (В.С.Мерлин, В.В.Белоус, Б.А.Вяткин, Э.И.Маствилискер, 1973; В.С.Мерлин, 1982; Б.А.Вяткин, 1993; Л.Я.Дорфман, 1993; М.Р.Щукин, 1994; и др.). Однако в рамках этого направления проблема индивидуальных различий архитектоники психоритмов как одного из механизмов саморегуляции индивида до настоящего времени в большой науке практически мало исследована (J.Mayo, O.White, H.J.Eysenck, 1978; В.П.Ярышкин, 1993; В.Н.Дружинин, 1995; И.Ю.Борисова, И.Е.Ганслина, Н.Я.Притыкина, 1996; А.А.Путилов, 1997). Для выявления годичных психоритмов не используются современные математико-статистические методы спектрального, периодограммного или косинор-анализа (F.Halberg, 1959; К.А.Иванов-Муромский, С.Я Заславский, 1968; И.П.Емельянов, 1976; и др.). Тема отдана на откуп парапсихологическим и астрологическим изысканиям и вызывает большой интерес общественности своими притязаниями на психологический прогноз развития личности и социального поведения человека (С.А.Вронский, 1990; Б.Хубер, 1993; Д.Радьяр, 1994).
Таким образом, теоретическая неразработанность в рамках дифференциальной психофизиологии проблемы индивидуальных различий годичных психоритмов индивида, а также отсутствие научно-аргументированных, основанных на методах спектрального анализа процедур прогноза многоуровневых характеристик индивидуальности в зависимости от даты рождения обусловили актуальность и выбор темы данного диссертационного исследования.
Цель исследования: изучить окологодичные (сезонные) ритмы в многоуровневой системе психофизиологических свойств индивидуальности и выявить их спектральные закономерности.
Для достижения названной цели решались следующие задачи:
1. Изучить методами корреляционно-периодограммного и косинор-анализа спектральные характеристики колебаний иерархических свойств индивидуальности - личностного, темпераментального, нейро- и биодинамического уровней.
2. Исследовать функции распределения периодов годичных ритмов психофизиологических свойств и в соответствии с принципом кодирования номером канала установить закономерности их связи с различными уровнями индивидуальности.
3. Построить косиноровы эллипсы и определить фазовые соотношения различных ритмических составляющих колебаний свойств индивидуальности.
4. Методами корреляционно-факторного анализа установить структуру характеристик годичных ритмов системы психофизиологических свойств индивидуальности.
Гипотеза исследования исходила из концепций о многоуровневой организации индивидуальности (U.Bronfenbrenner, 1951; Р.Уильямс, 1960; Б.Г.Ананьев, 1971; В.С.Мерлин, 1982; Б.А.Вяткин, 1993; и др.) и ее единстве с геофизической реальностью (Н.И.Моисеева, 1978; В.П.Казначеев, 1980; и др.) и состояла из предположения о том, что в психофизиологических механизмах саморегуляции (Н.А.Аладжалова, 1979; О.А.Конопкин, 1995; Л.М.Аболин, 1987; А.Н.Лебедев, 1992; Г.А.Аминев, 1996; Д.А.Еникеев, 1997) можно выделить годичные ритмы, спектральные характеристики которых (периоды, гармоники, фазовые соотношения) образуют целостную, взаимоувязанную систему процессов, имеющих приспособительное значение.
В нашей лаборатории этот вопрос решается с позиции волнового подхода к психофизиологическим механизмам онтогенеза и адаптации личности (Г.А.Аминев, 1972, 1996; Г.А.Аминев, Э.Г.Аминев, Л.В.Волкова, Г.Ф.Фазлиахметова, 1997), предполагающего на основе учения об импринтинге (К.Лоренц, 1994) запечатление геофизических полей развивающейся нервной системой.
Альтернативной гипотезой является представление о том, что межиндивидуальные различия выраженности свойств индивидуальности определяются влиянием сугубо социальных факторов и не связаны с годичной динамикой рождения. Подчеркнем, что первая гипотеза не отрицает влияния социальных факторов, которые сами также могут иметь годичную и многолетнюю динамику (А.Л.Чижевский, 1930; Н.Д.Кондратьев, 1989; С.А.Дятлов, А.И.Добрынин, 1998).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Годичные флуктуации иерархических свойств индивидуальности - личностного, темпераментального, нейро- и биодинамического уровней - помимо случайной составляющей содержат статистически значимые ритмы, различающиеся периодами и начальными фазами.
2. Психофизиологическая архитектоника годичных ритмов имеет сложную структуру, определяемую их вероятностно-статистическими связями с различными уровнями индивидуальности. Функции распределения периодов годичных ритмов психофизиологических свойств выявили ритм годичной продолжительности и его гармоники (6, 4, 3, 2 мес.).
3. Показано, что годичные психоритмы делятся на специфичные и интегральные, относящихся к регуляции различных уровней индивидуальности по принципу номера канала (Е.Н.Соколов), т.е. различные гармоники корреспондируют с различными уровнями индивидуальности.
4. Ритмические составляющие колебаний свойств индивидуальности в каждом диапазоне образуют единый ансамбль взаимообусловленных качеств, определяемых фазовыми соотношениями и свидетельствующих о последовательности запуска адаптивных психофизиологических процессов в популяциях.
5. Спектральные характеристики годичных ритмов психофизиологических свойств индивидуальности образуют интегрированную систему параметров саморегуляции, объединяемых факторами экстенсивности, интенсивности и периодичности обуславливания психофизиологических свойств индивидуальности геофизическими влияниями.
Научная новизна. Впервые в рамках системно-субъектного подхода (Б.Ф.Ломов, 1975; А.В.Брушлинский, 1978; А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, Б.В.Зейгарник, В.А.Петровский, Е.В.Субботский, А.У.Хараш, Л.С.Цветкова, В.А.Цветкова, 1979; В.Д.Шадриков, 1996; В.А.Петровский, 1997; и др.) и теории интегральной индивидуальности (В.С.Мерлин, 1986; Б.А.Вяткин, 1993; и др.) проведен спектральный анализ и получены экспериментальные доказательства существования ритмической организации годичной динамики многоуровневых психофизиологических свойств индивидуальности, свидетельствующие о единстве субъективной и геофизической реальностей.
Впервые для статистически надежного выявления годичных психофизиологических ритмов использовались корреляционно-периодограммный и косинор- анализы, которые показали, что в регуляции индивидуальности участвуют все гармоники годичного ритма и, наоборот, все иерархические уровни индивидуальности представлены различными специфичными ансамблями гармонических колебаний.
Впервые установлено, что годичные ритмы делятся на классы, имеющих различное функциональное значение: с помощью двухмесячного ритма регулируется главным образом микроэлементный обмен; четырехмесячного - темпераментальные качества личности; шестимесячного - свойства генетического уровня индивидуальности; в этом проявляется их специфичность.
Обнаружены также три интегральных цикла, регулирующих следующие группы уровней индивидуальности: шестимесячный, обеспечивающий регуляцию генетического, микроэлементного и нейродинамического уровней; трехмесячный - нейродинамического, личностного и энергетического; четырехмесячный - микроэлементного, энергетического и темпераментального.
С помощью косиноровых эллипсов показано, что годичные ритмы свойств индивидуальности создают ритмический ансамбль как по периодичности, так и по фазе. Построение косиноровых пещер выявило, что, процессы генерации годичных колебаний разноуровневых свойств индивидуальности имеют внутреннюю логику, строгую фазовую последовательность.
Теоретическое значение. Доказано, что годичные ритмы принимают участие в механизмах регуляции системы иерархических свойств индивидуальности, образуя кольцевые структуры взаимосвязанных уровней.
Практическое значение. Установленная в работе ритмическая организация индивидуальности открывает новые подходы в психодиагностике и психокоррекции в различных социальных сферах.
1. Разработанная методика позволяет производить объективную экспресс-диагностику личностных свойств с помощью "психологического ритмоскопа", что важно для следственной практики, пенитенциарной службы, школьного психологического консультирования и для выбора времени эффективного кодирования с учетом ритмов внушаемости.
2. Учет временного фактора позволяет повысить эффективность тренингов и коррекции дезадаптивного поведения. Методика апробирована на студентах I курса Башкирского государственного университета, учащихся Первой уфимской политологической гимназии и в практике психологического консультирования населения Уфы.
Апробация работы. Основные результаты исследования представлялись и докладывались на Республиканском симпозиуме с международным участием "Синектика духовности: традиционные и нетрадиционные подходы" (Уфа, 1994), на Второй Российской конференции РПО ``Методы психологии'' (Ростов-на-Дону, 1997), на VIII Международной конференции "Применение новых технологий в образовании" (Троицк, 1997), на Республиканской конференции ``Опережающее образование - будущее республики'' (Уфа, 1997) на региональных научно-практических конференциях ``Актуальные вопросы валеологии'' (Екатеринбург, 1997), ``Психология на службе республики Башкортостан'' (Стерлитамак, 1998), совместном заседании кафедр общей и клинической психологии БГУ и Уфимского филиала факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова.
Объект и методическое оснащение исследования. В экспериментах участвовали студенты первого курса Башгосуниверситета - 84 чел., в возрасте 17-18 лет, и учащиеся выпускных классов Первой уфимской политологической гимназии - 48 чел, в возрасте 16-17 лет.
Исследование состояло из двух частей: первая посвящалась изучению спектральных характеристик ритмов личностных и психодинамических свойств; вторая - нейродинамических (церебральных), биоэнергетических (психовегетативных), психогенетических свойств. Спектральные характеристики ритмов обрабатывались с помощью оригинального пакета компьютерных программ (к.пс.н. Э.Г.Аминев, Р.В.Серазетдинов). В общей сложности выполнено 14 тестов и электрофизиологических обследований, в которых для каждого обследуемого определяли 139 показателей. Затем рассчитано 10703 коэффициентов корреляций помесячных колебаний каждого показателя с пробными косинусоидами, по которым построено 139 периодограмм и определялись статистически значимые доминирующие ритмы, их периоды и фазы. И, наконец, для обеспечения большей достоверности проводился косинор-анализ, позволивший вычислить еще 417 параметров (мезор, амплитуда, акрофаза).
Предмет исследования - флуктуации разноуровневых психофизиологических свойств индивидуальности, обусловленные их годичной (сезонной) динамикой.
Работа является частью системных исследований индивидуальности человека, проводимых в русле волновой концепции личности, разрабатываемой Уфимским филиалом факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова на экспериментальной базе Первой уфимской политологической гимназии в рамках проекта ``Новые нейропедагогические технологии'', утвержденного вице-президентом АН РБ, академиком Р.Н.Гимаевым.