Летние политические каникулы закончились. Они не были беззаботными. Страна до сих пор переживает и долго еще будет переживать августовскую трагедию экипажа атомохода ``Курск''. Продолжалась война в Чечне. Случился ряд других событий, менее значимых в российском масштабе, но не менее трагических, оставивших свой отпечаток в общественном сознании.
И в это же время шла и продолжается то скрытая, то принимающая острые формы борьба за передел власти в стране. Новый президент России посягнул на привилегии региональной элиты, посчитавшей себя ``суверенной'' от законов государства и действующей по правилу: ``что хочу, то и ворочу''.
Самым ярким примером беззакония являются правители Башкирии, объявившие этот регион России ни много, ни мало ``суверенным государством''. Это позволяло им безнаказанно попирать права большого количества граждан, гарантированные Конституцией РФ. Какие же процессы происходят сегодня в этом оазисе сепаратизма и ``обновленного федерализма''?
Когда я вижу по телевидению выступающего где-нибудь председателя Госсобрания Башкортостана Константина Толкачева, то мне кажется, что ему только что выдернули зуб. И хочется ему сострадать. Но когда начинаешь вдумываться в то, что он говорит, то становится стыдно за первого законодателя республики, доктора юридических наук и генерала милиции. Будто бы он никогда и нигде не учился, ничего не знает и знать не хочет, стоит только заговорить о законности и правопорядке в России. Создается впечатление, что он уже живет в другой стране.
Дело, конечно, не в Толкачеве, хотя именно на его имя в мае этого года поступило письмо Владимира Путина с требованием приведения законодательства РБ в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Дело во всей порочной практике башкирского руководства, долгие годы позволявшего себе игнорировать российское законодательство. Под это была создана псевдоюридическая база, состоявшая из примитивных словосочетаний: ``суверенное государство в составе России'', ``подлинный федерализм'', ``традиции унитаризма'', ``договорные отношения'' и тому подобное. Сами по себе все эти слова ничего не значат. Но в пропагандистской практике Толкачева и других толкователей законодательства они используются для защиты от закона того режима, который создан в Башкирии.
С мая этого года, после требования Путина привести законодательство в норму, республиканские власти пустились в свою любимую игру --- умолчание. Вроде бы письмо Путина и есть, и вроде бы все это --- инициатива руководства Башкортостана. Самого письма никто не видел, не публиковал, а уже, якобы, давно создана комиссия по согласованию местного и российского законодательства. На самом деле местная комиссия может и была создана, только о ее деятельности до сих пор ничего не слышно. Прикрываясь этой ширмой, республиканское руководство надеялось пересидеть, переждать реформаторский пыл нового президента и продолжать как и было.
Только на этот раз сепаратисты, вошедшие во вкус самовластия, похоже, ошиблись, они недооценили потребности общества и решимость президента покончить с региональной раздробленностью и попытками растащить страну на части.
Уже 7 июня Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая вопрос о конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай, нанес решительный удар по суверенизации республик, определив, что Конституция России не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и не предполагает какого-либо иного суверенитета, кроме суверенитета Российской Федерации.
Удар был нанесен и по Федеративному Договору, так лелеемому сепаратистами. Его положения, предусматривающие суверенитет республик, не могут действовать и не подлежат применению.
Не прошло и месяца, 27 июня Конституционный Суд Российской федерации окончательно похоронил юридическое, а стало быть, и политическое понятие регионального суверенитета, приняв определение по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции РФ отдельных положений Конституций шести республик, в том числе Республики Башкортостан. Суд определил, что утрачивают силу и не подлежат применению положения Конституции РБ, согласно которым республика есть суверенное демократическое государство и, следовательно, положения нормативных актов, основанные на этом.
Ни одно из решений Конституционного Суда РФ в официальных печатных органах Башкирии опубликовано не было, как того требует закон. Тем не менее тот же Константин Толкачев ничтожно сумнящеся заявил в одном из многочисленных интервью, что это всего лишь определение, а не решение, и вообще, мол, не дело одной лишь судебной власти решать такой вопрос.
Сегодня республиканское руководство, скорчив хорошую мину при плохой игре, делает вид, что ни решения Конституционного Суда, ни настойчивые требования президента страны его не касаются, Оно прямо-таки как-то оголтело готовится к празднованию 10-летия провозглашения суверенитета. Суверенитета, которого не было и нет и которого не надо большинству населения республики.
Между тем, за летние месяцы в стране многое изменилось. Не хотят этого понимать пока разве только люди типа Рахимова, Толкачева, Бакиева и т.д., все еще токующие на ниве суверенизации, которую все большим слоем покрывает пожухлая листва.
Государственная Дума при поддержке президента сломала сопротивление региональных суверенов и приняла закон о новом порядке формирования Совета Федерации. Отныне вход туда президентов, губернаторов и местных руководителей законодательных органов запрещен. Приняты также законы ``О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"'' и ``О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации"''.
Названия этих законов длинные и не каждый возьмет за труд их прочитать. Но они того стоят. Тем более, что в местных средствах массовой информации о них стараются вообще ничего не говорить. А на самом деле они ставят конец бесконтрольности глав субъектов федерации и их законодательных органов. Отныне при нарушении российского законодательства главы могут быть отлучены от должности, а законодательные собрания распущены.
Отрадно, что Владимир Путин не ослабляет усилий по государственному устройству России. Знаменательной в этом плане является его встреча с руководителями Приволжского федерального округа.
Выступая на встрече, зам. Генерального Прокурора Александр Звягинцев отметил, что в округе с федеральным законодательством расходятся более 500 законодательных актов, принятых субъектами. В суды уже по этому поводу передано 86 исков, а протесты прокурора поданы на 201 правовой акт. Наибольшее количество ``несоответствий'' выявлено в Башкортостане --- 57.
По этому поводу Владимир Путин жестко разговаривал с президентами и губернаторами. Он заявил, что на сегодня в стране фактически нет единого правового поля. В конституциях и уставах субъектов федерации можно найти все, что угодно --- от гвоздей до бриллиантов. Нет только упоминания о том, что это субъект федерации. Подавляющее большинство населения не представляет себе, в каком государстве мы живем. И Президент подчеркнул, что это мина замедленного действия, которая должна быть изъята и уничтожена.
Ясно, что Муртаза Рахимов, отец башкирского суверенитета, не хочет быть ни изъят, ни уничтожен. Самому как-то надо выкручиваться, а делать это все труднее.
Любопытный эпизод на встрече глав субъектов Приволжского округа описала газета ``Коммерсант''. Она сообщает:
В общем, разговор, похоже, получился жестким. Не дождавшись окончания встречи, ``Волжский утес'' покинул президент Башкирии Муртаза Рахимов.Видимо, Рахимов спешил исправлять ``выявленные недостатки''.
--- Куда вы, Муртаза Губайдуллович?
--- Домой, --- на ходу бросил он, так и не объяснив причину своего ухода...
Куда и почему поспешил Муртаза Губайдуллович, до сих пор никому неведомо. По крайней мере, местная официальная пресса и телевидение, так любящие описывать каждый шаг своего повелителя, в этот раз промолчали, ни одной строкой не сообщив об его участии во встрече с президентом В.Путиным. А может и впрямь осознал и начал исправлять свои ошибки, взял же его после этого Владимир Владимирович с собой в Японию. Он ведь уже не один раз поступался ``принципами'', чтобы или укрепиться, или удержаться у власти.
Впрочем ходят и другие слухи...
Как известно, при значительном числе газет, выходящих на разнообразных языках, и достаточном количестве телевизионного времени в Башкирии существует информационный вакуум.
Газеты пишут обо всем, что не касается реальной экономики, политики и социальных проблем. Они пишут о подготовке к 10-летию несуществующего суверенитета, об энтузиазме безденежных, нищих хлеборобов по выполнению государственного заказа на зерно и картошку, о выдающихся достижениях башкирского балета...
Никто не пишет о том, почему на самом деле сняли с должности главу администрации миллионного города Ф.Ямалтдинова, придумав ему новую должность заместителя премьера по социальным вопросам. Совсем недавно Фидус Аглямович был награжден Орденом Дружбы ``за высокие достижения в производственной деятельности и большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами''. И сразу вслед за этим получил под зад коленкой и полетел высоко, но далеко от насиженного места.
Если нет информации, то ее подумывают, а потом распространяют в форме слухов. Так всегда бывает в авторитарных обществах. И чаще слух оказывается правдивей всяких других сообщений, пусть самых официальных.
Например, есть версия, что в правительственных кругах вовсю готовятся к предстоящим вскоре президентским выборам. Муртаза Рахимов собирается уходить или его об этом кто-то хорошо попросил. Преемником хочет стать премьер-министр Р.Байдавлетов. Он, похоже, уже давно и успешно подбирает власть, падающую из рук стареющего президента. Выходец из электросистемы, премьер, как и положено в таких случаях, успешно расставляет на ключевые посты тех, кому более-менее доверяет. А доверяет он в основном электрикам, которые и становятся главами городов и районов.
Ф.Ямалтдинов, как известно, не электрик, а коммунальщик. К тому же, поговаривают, отношения у него с премьером давно натянутые. Ну не мог такой человек оставаться во главе огромного города, где проживает третья часть избирателей республики. Выборы же у нас проходят с помощью ``административного ресурса''. Вот этот ненадежный ``ресурс'' и поменяли на более надежный. Чтобы в случае чего Уфа на выборах не подвела кого надо. Пошел теперь человек на ``повышение'' и поминай как его звали.
Р.Байдавлетова раскручивают официально, пытаясь, видимо, разыграть ``путинский вариант'' с отставкой больного Ельцина. Но выпустят его на старт только тогда, когда ближайших конкурентов не видно будет. Когда точно это произойдет, никто сказать не берется.
Однако ажиотаж нарастает, а это означает, что скоро уйдут в политическое небытие Муртаза Рахимов, идеологи суверенитета и его носители. Уйдет десятилетняя эпоха, стоившая народу больших мучений, нервов, крови.
Что придет ей на смену? Кто станет новым главой республики? Это будет не обязательно Байдавлетов, есть много других, более достойных и подготовленных к новому времени.
Сергей Кузнецов.
Номер подписан к печати в 13.00.