Ни для кого не секрет, что газета ``Отечество'' вызывает жгучую ненависть властей предержащих. Ведь издавна известно: когда рожа крива, всегда зеркало виновато. Но если в цивилизованных краях к оппозиционной прессе власть прислушивается, старается извлекать уроки и устранять предмет для критики, в худшем случае её не замечает, то в нашей республике главный принцип ``работы'' власти с иным мнением: ``наехать и заткнуть рот''.
Но к самой газете не подступиться, она зарегистрирована за пределами ``суверенного демократического Башкортостана''. Тогда власть нашла другой выход --- ``наехать'' на учредителя газеты, общественное объединение ``Русь''. Таким образом полагали убить сразу двух зайцев --- и газету, и саму ``Русь''.
И время для наступления было выбрано удачно --- перед выборами в депутаты Государственной Думы. В случае успеха затеи общественное объединение отстранялось бы от участия в избирательной кампании.
Вот в таких политических условиях в декабре прошлого года было рождено заявление и.о. министра юстиции республики Н.Ф.Зиганшина в Верховный Суд Башкирии о приостановлении деятельности OO ``Русь'' на три месяца.
Но дело не заладилось, властный каток дал сбой, наткнувшись на закон и сопротивление общественной организации. Минули выборы в Думу.
Новое вялое наступление на ``Русь'' Минюст предпринял только в июне 2000 года. В ход пошло ходатайство об отзыве первоначального заявления Н.Ф.Зиганшина в связи с желанием Минюста обратиться с тем же требованием, но в районный суд.
Чем же не устроил грозное ведомство Верховный Суд республики? К тому же судебное дело о приостановлении деятельности общественного объединения относится законом к компетенции именно Верховного Суда, но не районного.
Логика ``приостановителей деятельности'' исходила из следующего. К тому времени для всех стала очевидна полная несостоятельность требований Минюста. Существо дела в том, что деятельность ``Руси'' как учредителя газеты ``Отечество'', хотели блокировать за публикации в газете, критику М.Г.Рахимова и власти в целом.
Однако, согласно Федеральному закону ``О средствах массовой информации'', учредитель газеты не только не несёт ответственность за статьи и публикации, но и не имеет права вмешиваться в профессиональную деятельность редакции газеты, диктовать, какие материалы печатать, а какие --- нет,
Более того, представитель Минюста не смог вразумительно ответить на конкретные вопросы представителя ``Руси'' адвоката С.Макаренко, какой ``негативный этнический стереотип'' и превосходство какой нации над какой формирует газета, последовательно отстаивающая равенство прав и свобод каждого гражданина независимо от его национальности.
Председательствующий судья, спасая репутацию родственной организации (Минюста), был вынужден снимать один за другим вопросы адвоката.
Конечно, жителям Башкортостана хорошо известны способности ``суверенной'' власти выигрывать на своей территории любой судебный процесс, добиваться любого решения. Но в этот раз вся беда для Минюста заключалась в том, что ``любое'' незаконное решение в кассационной инстанции в Верховном Суде России теперь не пройдёт. И поэтому Минюст ``дал задний ход''.
И всё же отозвать заявление Минюсту не удалось. Суд --- не частная лавочка: захотел --- подал иск, захотел --- отозвал его. Процессуальный закон не предусматривает отзыва заявления, а только отказ от него.
Чтобы сохранить лицо, представитель Минюста запросил тайм-аут, пообещал представить доказательства ``противозаконной'' деятельности ``Руси'', также было заявлено ходатайство о вызове в суд главного редактора газеты. Суд благополучно отложили.
Но напрасно в следующий раз председатель ОО ``Русь'' А.Н.Дубовский и главный редактор ``Отечества'' С.Н.Кузнецов томились в ожидании своих оппонентов. В суде представители Минюста не появились.
Не пришли они и на следующее заседание, хотя о времени процесса были извещены надлежащим образом.
По закону при второй неявке истца без уважительных причин суд оставляет заявление без рассмотрения, что Верховный Суд РБ с лёгким сердцем и сделал. А Минюст не добился того, чего хотел, да при этом ещё и продемонстрировал явное неуважение к суду. Так что осечка получилась.
К.Алейников.
Номер подписан к печати в 13.00.