Прошедшие выборы президента Республики Башкортостан и последующие судебные разбирательства убедительно показали, что нынешний правящий режим пошел на беспрецедентную ``прихватизацию'' власти. Нынешнее законодательство о выборах позволяет сохранять власть правящей элите на долгие времена. Отсечь неугодных кандидатов от предвыборного марафона по нему не представляет труда, доказать же неправомерность этих действий избирательной и судебной системы требует неимоверных усилий, в результате чего не многие могут дойти до победного конца. Так в принципе демократическое выборное законодательство превращается в свой антипод, закрепляя авторитарный националистический режим. Вот что нам дал государственный суверенитет, недавно так пышно отмеченный.
Российская власть упорно не замечает, что происходит в суверенном Башкортостан и к чему это может привести. Сейчас начинается новый процесс --- процесс монополизации экономики в интересах правящей элиты. В середине августа подписан указ Президента Муртазы Рахимова о создании Башкирской топливно-энергетической компании(ТЭК). Указ может иметь тяжелые социально-экономические последствия для всех народов Башкортостана.
В состав компании включены нефтедобыча, электроэнергетика, транспорт нефти, нефтепереработка и нефтехимия, то есть огромная корпорация, способная диктовать свою волю любому правительству и президенту. Эти отрасли были бюджетообразующими во все времена. В советское время они давали до 70% бюджетных поступлений, в настоящее время не менее. Если контрольный пакет акций будет принадлежать государству, а так оно и будет, то можно себе представить, какую власть приобретет президент. Делается это из благих намерений. Но, как известно, благими намерениями выстлана дорога в ад.
Дело в том, что башкирская нефтепереработка в последние три года полностью потеряла свою конкурентноспособность не только на зарубежном рынке, но и на российском из-за резкого падения объемов первичной переработки нефти. Одной из главных причин этого является изоляционистская по отношению к российскими нефтяным компаниям позиция нынешнего Башкирского руководства, которое увидело выход из нынешнего кризисного положения нефтепереработки в создании такой компании. По замыслу авторов идеи создание ее приведет к сокращению издержек производства за счет рационализации управления. Возможно так оно и произойдет, но за счет кого и чего. В рамках Башкирской нефтехимической компании уже началась структурная перестройка, которая показывает каким путем пойдет развитие всей вышеуказанной компании, поскольку башкирская нефтепереработка ее основное звено. Она включает в себя следующее:
Еще в начале века известный историк России В.0.Ключевский писал: ``Наше общество, кажется шло путем, напоминающим наши проселочные дороги: чтобы ими пройти незначительное расстояние между двумя пунктами, надобно благодаря извилинам пути сделать столько шагов, сколько при более прямой дороге потребовалось, чтобы пройти расстояние вдвое большее''. Слова пророческие и очень точно отражают сегодняшнее движение России к рынку. Этап всевластия транснациональных корпораций и внутренних монополий в странах с рыночной экономикой прошел, а мы слепо повторяем их ошибки. Свободный рынок и монополизм экономики вещи малосовместимые. Двигателем технического прогресса во всем мире считается свободная конкуренция. Россия же повторяет не только свои, но и чужие ошибки. Возможно, в каких-то отраслях, например авиационной или космической без финансово-промышленных групп и не обойтись. Там же, где имеются условия для свободной конкуренции, создание таких монополий может привести к пагубным последствиям.
Создание Башкирской национальной топливно-энергетической компании приведет к гигантской концентрации материальных и финансовых ресурсов и она будет в состоянии купить любую отрасль экономики Республики. Это по-видимому и входит к планы ее создателей. Так Республика возвращается к своему изначальному состоянию, когда всем и вся руководило государство в лице ``организующей и направляющей''. Но этот возврат более страшен тем, что эту компанию власть и капиталы концентрируют в президентских руках. Это уже олигархический решим типа латиноамериканского, при том в отдельно взятом субъекте Российской Федерации. Политика такого режима будет однозначно нацелена на отделение от России, потому что рамки федеративных отношений с Россией будут ему тесны. То что происходит в республиках, да и в других субъектах Федерации --- это мина замедленного действия, подложенная под фундамент федеральных отношений. Это надо осознать. Раздробленная, конфедеративная Россия опасна всему миру, поскольку на ее территории размещается ядерное оружие. Это будет Югославский вариант, но уже удвоенный или утроенный по своим последствиям.
Получив политический суверенитет, власти Республики Башкортостан приступили к созданию экономического фундамента полного суверенитета, с чертами авторитарности и олигархичности.
Есть ли альтернатива принятому решению? Есть. Она не в создании компании типа концерна с его жесткими экономическими и управленческими связями, а в создании консорциума компаний и банков на определенный срок с одной единственной целью: вывод топливно-энергетического комплекса из кризиса. Однако, это не устраивает власть предержащих только по одной причине: теряется полный контроль над участниками такой финансово-промышленной группы. Здесь дирижером должен стать Комитет по антимонопольной политике только не Республиканский, а Российский. В его власти предотвратить нежелательный ход развития событий.
Аналитическая служба ``В''.
Номер подписан к печати 26 ноября 1998 года.
<vmeste@hotmail.com>