Чуть более четырех месяцев прошло с момента президентских выборов в Башкирии. Смею напомнить, что в избирательном бюллетене было всего две фамилии --- М.Г.Рахимов --- действующий президент РБ и Р.Г.Казаккулов --- действующий министр лесного хозяйства РБ. Исполнительная власть руками ЦИК РБ сделала все, чтобы в бюллетене оказались всего две фамилии. Фамилии же реальных претендентов --- М.П.Миргазямова (бывшего премьер-министра, снятого еще Председателем Верховного Совета РБ Рахимовым) и А.Н.Аринина (депутата Госдумы РФ) избиратели в бюллетенях не нашли, хотя Верховный суд РФ обязал ЦИК РБ зарегистрировать их в качестве кандидатов.
Сейчас идет судебная тяжба по признанию выборов Президента РБ недействительными. На карту поставлено многое. Каков будет итог? В настоящее время можно с большей долей уверенности сказать, что выборы будут признаны недействительными (были допущены грубейшие нарушения в ходе выборов, которые повлияли на их результат) плюс общая четкая позиция Президента РФ Б.И.Ельцина, неоднократно им выражаемая (см., например, интервью Ю.А. Скуратова --- генерального прокурора РФ) --- ``Все должно быть по закону''. До недавнего времени у М.Г.Рахимова в федеральном центре была мощнейшая поддержка --- В. С. Черномырдин, и поэтому он был уверен, что те нарушения закона, которые допущены в ходе выборов, ему простятся, ибо они --- друзья, и он обещал поддержать В.С.Черномырдина на президентских выборах (в РФ) в 2000 году и помнит поговорку: ``победителей не судят''. Однако вышло по-иному: новый премьер-министр РФ Е.Примаков четко сказал в своих первых выступлениях --- все по закону, главенство --- Конституции РФ и федеральным законам. Кодекс РБ о выборах явно противоречит федеральному законодательству. Это первое.
Второе. В республике существует власть 5--7 человек. Власть Президента абсолютная, и ничего хорошего в этом нет. Как гражданин своей республики я вижу, что президент все подмял под себя. Некоторые должностные лица республики своими действиями разрушают целостность Российской Федерации.
Конституция Башкортостана закрепила, что Башкортостан является демократическим правовым государством. Основные принципы такого государства:
Существует ли в реальности разделения властей в республике?
Исполнительная власть (Президент возглавляет), Законодательная власть (Государственное собрание), 2 палаты: Законодательная палата --- 40 человек (аналог Госдумы); Палата Представителей --- 150 человек (аналог Совета Федерации), из них --- глав администраций и членов Правительства примерно 100 человек, назначает Президент РБ; Судебная власть (избирается Госсобранием РБ по представлению Президента РБ); Представительские функции (Президент).
Как видите, даже законодательная власть в руках Президента РБ. В Башкирии существует власть одного человека --- Президента РБ. Может ли судебная власть или четвертая власть (средства массовой информации) противостоять Президенту в его безграничной власти? Цитирую: ``Этого судью надо убрать''. ``Судьи должны руководствоваться Конституцией РБ и ее законами''. Это некоторые официальные высказывания Президента, а о об неофициальных можно только догадываться. А вот один из примеров явного игнорирования федерального закона. 31 декабря 1996г Президентом РФ был подписан Федеральный конституционный закон ``О судебной системе РФ'', а 12 мая 1997г президент РБ Рахимов М.Г. вносит в Госсобрание РБ в порядке законодательной инициативы проект Закона РБ ``О внесении изменений и дополнений в Закон РБ О судоустройстве в Республике в Республике Башкортостан'', который полностью противоречит вышеуказанному федеральному конституционному закону, и который по существу устанавливает свою судебную систему. Думаю, что президенту РБ известно заключение Министерства юстиции РФ о противоречии многих статей Конституции РБ --- Конституции РФ. Как видите, никакого уважения к третей власти, да и к себе тоже. Отношения мачехи и падчерицы.
Особняком стоит Конституционный суд Республики Башкортостан (особенно его председатель --- Муксинов И.Ш.). Почему?
Да потому, что Муксинов И.Ш. лучший друг, советник, идеолог президента по правовым вопросам. Как знать, если не было бы у президента такого советника, может быть, не было бы обострений между нашей республикой и федеральным центром. Знаний у Председателя Конституционного суда, конечно, много, но они идут ему не во благо, а во вред, и все потому, что ``...законы РФ плохи, их не надо придерживаться, мы суверенное государство, у нас свои законы''.
В соответствии с законодательством РБ президент РБ может быть отрешен от власти в случае нарушения им Конституции РБ, законов РБ. И может быть отрешен только на основании обязательного заключения Конституционного суда республики. Дождаться такого заключения от Председателя Конституционного суда невозможно.
Два слова о выборах Председателя Конституционного суда РБ. Его избирали 27 мая 1996г на совместном заседании Палат государственного Собрания республики в соответствии с законом РБ от 27.10.1992г. ``О Конституционном суде РБ''. Цитирую статью 12 этого закона ``...Судьей Конституционного суда может быть избрано любое лицо, достигшее ко дню выборов возраста не менее 35 лет и не более 60 лет''. Председателю в этот момент было 64 года. Президент Рахимов М.Г. сказал: ``Я долго думал над кандидатурой, у нас в Башкирии хороших юристов нет, и потому я остановился на кандидатуре Муксинова И.Ш.''. До назначения Муксинов И.Ш. работал в Москве. Смысл этого назначения --- ``Я тебе --- должность, ты мне --- верность''. Будут ли легитимными решения Конституционного суда республики? Думаю --- нет.
Далее. Любой, кто пытается возразить президенту, добром не кончает. Президент этого не терпит, вплоть до премьер-министров --- М.Миргазямов, А.Копсов --- яркие примеры. Власти, и власти побольше --- вот кредо президента и его окружения. Еще про некоторых из его окружения.
Адигамов И.А. --- государственный секретарь РБ, начальник государственно-правового управления Администрации Президента, полномочный представитель президента РБ в Законодательной Палате 1 с. РБ. Цитирую: ``Зачем Вы (депутаты) сравниваете Челябинскую область с Республикой Башкортостан, она же всего-навсего маленькая область со своим Уставом, а Республика Башкортостан --- суверенное государство, имеющее свою Конституцию.'' И это сказано на заседании Законодательной Палаты. И таких примеров неуважительного, барского отношения к другим субъектам Федерации множество.
Габитов И.А. --- руководитель Администрации Президента РБ. В мае 1997г. рассылает свое распоряжение всем главам администраций районов и городов о толковании и применении одной из статей закона РБ ``О государственной службе РБ'', хотя по закону ``О нормативных правовых актах РБ'' такое право предоставлено только Государственному Собранию РБ. И это все потому, что сам президент предпочитает вмешиваться не в свои дела (и один из последних примеров --- его указ о налоге с продаж. По закону только законодательный орган власти субъекта РФ имеет право принять такое решение.).
Окружение президента старается себя не обделить. Вот яркий пример. После принятия закона РБ ``О государственной службе РБ'' Президент своим Указом утверждает Единый государственный реестр должностей. Прочитав закон РФ ``Об основах государственной службы'' и утвержденный Указом Президента РФ Единый реестр государственных должностей и сравнивая наш реестр с федеральным мы находим удивительные вещи.
Например, руководитель Администрации Президента РФ занимает государственную должность государственной службы категории ``Б'' --- должность, учреждаемую для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории ``А'', в данном случае, Президента РФ, а руководитель Администрации Президента РБ --- государственную должность категории ``А'', хотя в обоих законах говорится одинаковая фраза об их должностях. А в Башкирии лица, занимающие государственную должность категории ``А'', имеют больше льгот, чем лица, занимающие государственные должности категорий ``Б'' и ``В''.
Список можно продолжать и продолжать. Неграмотность, некомпетентность, надменность --- вот таковы черты ближайшего окружения Рахимова М.Г.
А социальные неурядицы в республике. Есть предприятия, которые не получают зарплату по 8--9 месяцев. Подъема производства не видать. А президент говорит: у нас все хорошо.
Вот, пожалуй, и все по первому разу. В последующем, думаю дать более подробную характеристику нашему президенту, и пусть народ выбирает за кого голосовать в скором времени.
А может быть, Президент, в общем-то, неглупый человек, критически посмотрит на себя со стороны, на свое окружение и решит...
Батый Чингизханов.
Номер подписан к печати 12 ноября 1998 года.
<vmeste@hotmail.com>