``Башкирский вариант''.
``Эксперт'' N21, 8.06.1998.


Как Муртаза Рахимов оказал PR-услуги своим соперникам

За десять дней до выборов президента Башкирии Верховный суд России восстановил в правах кандидата на этот пост Александра Аринина. Месяц назад ему было отказано в регистрации: якобы многие подписи, собранные в его поддержку, недостоверны.

Об этой истории мы писали в ``Эксперте'' N17 за 11 мая и N19 за 25 мая. Напомним суть дела. Депутат Госдумы и руководитель движения ``усРусь'' Александр Аринин в свое время инициировал рассмотрение в Конституционном суде России статьи башкирской конституции, обязывающей кандидатов в президенты владеть башкирским языком, кстати, пока не являющимся государственным. Суд счел эту статью неправомочной, и экзамен по национальному языку пришлось отменить. 29 апреля Центризбирком Башкирии зарегистрировал Аринина кандидатом в президенты, однако на следующий день под давлением руководства республики это решение отменил --- с помощью милиции была срочно проведена новая пристрастная проверка подписей в поддержку его кандидатуры.

Такого вмешательства центра в свои ``суверенные'' дела официальная Уфа просто не ожидала. Аринин, возвращенный федеральным центром на старт предвыборной гонки, стал восприниматься в окружении башкирского президента Муртазы Рахимова как фигура, наличие которой не позволит решить дело в одном туре голосования. Возможно, дело не столько в самом Аринине, сколько в факте его защиты центром.

Неблагодарный центр

Муртаза Рахимов, который обеспечил нынешнему президенту России в 1996 году перевес на территории республики, для чего ему пришлось сменить не только свои взгляды, но и развернуть им же сформированное общественное мнение на 180 градусов, рассчитывал если не на взаимность Бориса Ельцина, то по крайней мере на невмешательство. С учетом этого был написан весь предвыборный сценарий. Сначала неожиданно для конкурентов перенесли выборы на полгода вперед, дав тем самым легальную возможность Рахимову баллотироваться вновь. Его президентские полномочия истекают в декабре, тогда-то и нужно проводить выборы. Но в начале будущего года Рахимову исполняется 65 лет, а по башкирским законам человек не может выдвигаться на президентский пост позже, чем за три месяца до наступления этого предельного возраста. Затем нашли предлог отказать в регистрации троим из пятерых соискателей. Зарегистрировали лишь Рахимова и министра лесного хозяйства Рифа Казаккулова, по сути подставную фигуру, лишь создающую иллюзию альтернативных выборов. Стратегия, разработанная президентским штабом, принесла результаты, прямо противоположные ожидаемым. По замыслу авторов, конкурентов нужно было отвлечь от войны компроматов и переключить на борьбу за собственные интересы. Действительно, поначалу незарегистрированные кандидаты --- Александр Аринин, экс-премьер Марат Миргазямов и конкурент Рахимова на прошлых выборах Рафис Кадыров --- стали оспаривать решение Центризбиркома в судах. Госдума России по настоянию Александра Аринина 25 мая приняла постановление о многочисленных нарушениях закона во время избирательной кампании в Башкирии и направила запрос генеральному прокурору. Правда, реакции прокуратуры пока нет, как не было до сих пор и нормальной предвыборной борьбы.

Фактор времени

Однако, своими уж слишком некорректными действиями рахимовская команда, неожиданно для самой себя, ``раскрутила'' оппозицию, которая до сих пор просто-напросто боялась высовываться. Оппонировать режиму Муртазы Рахимова небезопасно, можно поплатиться не только карьерой. В Уфе хорошо помнят громкие отставки из ближайшего президентского окружения. Если уж своих бьют, то на что же могут рассчитывать чужие? Марат Миргазямов не зря опасается публично называть своих сторонников. ``Не хочу никого подводить, --- заявил он в беседе с корреспондентом ``Эксперта'', --- но за мной стоят люди, недовольные режимом Рахимова, готовые меня поддержать в случае победы''. Любопытная оговорка ``в случае победы''...

Вдохновленный примером Аринина, экс-премьер надеется на положительное решение Верховного суда России и по своему ходатайству. Вот тогда-то, утверждает он, оппозиция развернется по-настоящему. Времени только не останется. В Уфе поговаривают, что люди из президентской команды делают все возможное, чтобы оттянуть рассмотрение исков незарегистрированных кандидатов в Верховном суде России.

Вопреки ожиданиям президентских стратегов, соперники Рахимова не стали апеллировать к национальным чувствам ни башкир, которых в республике меньшинство, ни русских, ни татар. Но на всякий случай башкир Рахимов заранее подстраховался, организовав проведение в Уфе съезда татар и собора русских. Нетитульные нации имеют к власти вполне обоснованные претензии и не одобряют ее стремление к суверенитету. Именно по этой причине Муртаза Рахимов не рискнул, как его сосед Минтимер Шаймиев, проигнорировать Федеративный договор и подписал его, правда, с массой оговорок.

Дорогая самостоятельность

Главный конек оппонентов президента --- издержки суверенитета. По мнению Марата Миргазямова, ставка на самодостаточность Башкортостана ошибочна. Попытки жестко контролировать нефтехимический комплекс привели к кризису. Башкирский ТЭК не вошел в состав ни одной российской нефтяной компании. Расчет на поставку нефти по договорам не оправдался. Живых денег на ее покупку нет, а на поставки на давальческой основе нефтяные компании идут неохотно. В итоге башкирские НПЗ оказались недозагруженными. ``ТЭК вынужден в срочном порядке интегрироваться, --- заявил Марат Миргазямов, --- но теперь уже на не выгодных для себя условиях. Контроль над ``Салаватнефтеоргсинтезом'' и заводом минеральных удобрений за долги отходит ``Газпрому''. Учалинский горнообогатительный комбинат продан корпорации ``Росконтракт''. Интеграция носит вынужденный характер, тогда как несколько лет назад она была бы выгодной.''. Так что с мечтой о построении второго Кувейта пришлось расстаться. Политические амбиции привели к кризису ТЭКа, который тянет за собой общий кризис промышленности.

Не одобряет оппозиция и стремления Муртазы Рахимова к политическому суверенитету, осложняющему взаимоотношения с Москвой и провоцирующему центр на прямое вмешательство. Первый звонок из центра уже прозвучал. Генеральная прокуратура России потребовала отменить более 500 приговоров, вынесенных республиканскими судьями, получившими свои должности с нарушением законодательства о судоустройстве в Российской Федерации. Борис Ельцин прямо предупредил башкирского президента, что если нарушения российской Конституции в Башкирии не прекратятся, центр будет вынужден принять меры.

Решение Верховного суда в пользу Александра Аринина стало прямым доказательством того, что Москва больше не будет закрывать глаза на самостийную политику Уфы. Муртаза Рахимов попадает в сложное положение. С одной стороны, он должен продемонстрировать лояльность Москве, что неизбежно потребует от него некоторых корректировок курса. С другой --- доказать своим сторонникам неизменность этого курса.

Но в целом создается впечатление, что все же Рахимов устраивает Москву в качестве президента. Именно этим и объясняется ее запоздалое вмешательство в предвыборную кампанию. Оппозиция не нашла ни финансовой, ни моральной поддержки в центре. Изнутри же повлиять на ситуацию, по словам Марата Миргазямова, практически невозможно. Даже если всех кандидатов и зарегистрируют за оставшееся до выборов время, вряд ли они могут рассчитывать на победу. Хотя утверждают, что на Аринина работает московская бригада политконсультантов, которая вела предвыборную кампанию Александра Лебедя в Красноярске, и гарантирует стопроцентную победу своего подопечного. Это вряд ли, однако в любом случае позиции Муртазы Рахимова уже никогда не будут такими прочными, как совсем недавно.


Эксперт, N21 от 8.06.1998 г.москва.

Номер подписан к печати 18 июня 1998 года.

<vmeste@hotmail.com>