Быть ли России единой?

Башкирия: Что за витриной регионального капитализма?

В последнее время у меня на письменном столе лежит небольшая брошюра с броским названием: ``Чисто суверенная республика'' --- подарок одного из моих московских друзей. Но, какого же было мое удивление, когда на оборотной стороне обложки, я прочитал: ``Сборник материалов о Башкирии''. Друг же мой спросил: ``Что, слабо достать такую брошюру в Башкирии?''. Да, он был прав. Лишь ознакомившись с ``Оглавлением'', и прочитав в первый раз публикуемые статьи, я понял, почему этой брошюры нет в свободной продаже. Материалы посвящены возникновению и утверждению авторитарно-кланового, антинародного режима в моей республике, Я понял и намек моего друга, много лет проработавшего за рубежом как раз по этой проблеме.

Более десяти лет назад я отошел от активной политической деятельности и дал себе слово больше не заниматься политикой. Но то, что я узнал, прочитав брошюру, и та антиконституционная борьба, которая ведется сегодня правящей верхушкой в ходе предвыборной кампании, заставили меня взяться за перо.

Прежде всего меня взволновал вопрос, как в многонациональной республике, где столетиями народы, разные по национальности, жили в дружбе и согласии, в конце 20 века за каких-то там пять лет, неизвестный многим слоям общества М.Г. Рахимов смог создать авторитарно-клановую, пирамидальную власть? Так давайте вместе, уважаемый читатель, попробуем разобраться в случившемся вместе с авторами статей, разоблачающими этот режим...

В феврале 1998 года М.Г.Рахимову исполнилось 64 года /!/. До 1990 года он был мало известным хозяйственным руководителем в широких слоях населения республики. Как о политике, о нем вообще не слышали. Даже в партию он вступил а 45-летнем возрасте, и только оттого, что для назначения на очередную должность нужен партбилет /стр 110/. Но вот наступил 1990 год. Перед 57-летним, только что назначенным директором, М.Г. Рахимовым остро встал вопрос --- наверстать упущенное, для этого все есть: башкир, член КПСС. Одно плохо --- до законной пенсии осталось всего три года. В это время он впервые показал себя тонким ``психологом'', знатоком еще существующей, но уже ``дышащей на ладан'' аппаратно-бюрократической машины. На некоторое время его основным кредо стало: ``Я не политик'', что вполне устраивало партийно-государственную номенклатуру. Именно благодаря ей и директорскому нефтяному лобби весной 1990 года Рахимов стал председателем Верховного Совета республики. В то время у него еще не было ``своей команды'', но у него был стаж почти тридцатипятилетнего продвижения по производственной лестнице.

Впервые показал ``свои зубы'' он осенью 1991 года, когда добился от Верховного Совета отмены ранее принятого решения и принятия постановления о моратории на выборы президента. Явным лидером в то время в республике являлся Марат Парисович Миргазямов, имеющий богатый опыт политической и хозяйственной работы. В конце 1992 года в Башкирии произошел беспрецедентный случай /его никто не ожидал, кроме, разумеется, М.Г. Рахимова/. Спровоцированный министрами, М.П. Миргазямов подал в отставку. Вот как объясняет свое решение М.П. Миргазямов: ``Представь конец 1992 года... Развалили СССР, противостояние между президентом Б.Н. Ельцином и Верховным Советом --- это не могло не отразиться на нашей республике. По многим вопросам и ``деяниям'' М.Г. Рахимова я был не согласен. Не желая допустить в республике обострения общественно-политической обстановки, и дать возможность нормально функционировать Кабинету министров, я счел необходимым уйти со своего поста. Необходимо подчеркнуть, что на одной из последних встреч, я предупредил М.Г.Рахимова, что разыгрываемые им политические интриги, односторонний подход к многоотраслевому хозяйству республики, а также разыгрывание ``национальной карты'' приведет республику к краху, и ему придется еще держать ответ перед своим народом''. Вот тогда-то М.Г. Рахимов вздохнул облегченно и на ``всех парах'' начал готовиться к президентским выборам. В это же время начала формироваться ``команда''. Одним из первых его сподвижников стал А. Я. Копсов, утвержденный по предложению Рахимова председателем Кабинета министров. Этот тандем сыграл свою роль. На президентских выборах 1993 года Рахимов одержал убедительную победу над молодым президентом банка ``Восток'' Р.Ф. Кадыровым. Спустя пять лет авторитарно-кланового правления, свидетелем которого являюсь я, невольно задаешься вопросом: ``Как это могло произойти, что случилось?''. Ответ один: ``Вини себя!''.

С первых же дней своего правления М.Г Рахимов взялся за ``перестройку''. Ему уже стал не нужен Верховный Совет. Ставится задача создать послушный двухпалатный орган --- Государственное собрание. ``Как и было задумано депутатами верхней палаты стали... все главы администраций городов и районов республики, назначаемые президентом. Нижней Законодательной палате была отведена роль аппарата для доводки законотворческих идей''. Теперь он наотрез отказывается от своего кредо ``Я не политик''. На весь мир он заявил: ``Да, я хозяин'' /Дурно пахнет. Даже Сталин так открыто себя не называл./ Приближенные --- да, но за спиной. ``Он недвусмысленно предупредил депутатов, попытавшихся взяться за распределительные функции: "При всем уважении... я не могу согласиться с такой постановкой вопроса. Прямая конституционная обязанность профессиональных /?/ депутатов --- это законотворчество, а не поездки и встречи"''. Так и хочется сказать: ``Позвольте, М.Г.Рахимов, а где наши права избирателей на встречу со своими депутатами, заслушать их отчет и спросить, как выполняются наказы?''. Так начиналась складываться авторитарная, пирамидальная структура власти Рахимова с молчаливого согласия наших депутатов и нашего с вами, уважаемый читатель. Но, сколько можно дурачить собственный народ?

Каков из себя настоящий Рахимов М.Г. Трудно однозначно ответить, нам вместе решать... ``Не у дел сегодня почти все, кто поддерживал Рахимова в начале пути на республиканский политический Олимп. Президент кардинально обновил руководство СМИ, правительство, собственный аппарат, глав администраций... До выборов в Государственное собрание республики... национально ориентированные башкирские лидеры еще заблуждались насчет ``первого башкирского президента''. Когда же ни один из них не прошел в этот высший представительный и законодательный орган, наступило горькое разочарованием.'' /стр.117-118/

А теперь самое больное лично для меня и думаю для Многих из вас. Кому мы доверили власть? Одним из самых приближенных к президенту был глава его администрации его земляк С.Х. Аминев. Свое восхождение по ``золотоносной насыпи'' он начал, казалось бы, с рядовой должности --- министра кутьтуры. Он ``приложил немало сил для развития точек видеопроката'', которые в 1990--1991 годах полностью контролировались чеченцами. За свои услуги, сообщает информатор, С. Аминев получил более 50 миллионов рублей /в ценах 1991 года/ и построил два особняка в разных районах республики. Однако компромат М. Рахимову не понравился, он потребовал уничтожить документ...'' Я сам не сторонник сбора подобных материалов, это грязная работа, присущая ``ушедшей в небытие'' партийной иерархии. Но, главное то в том, что М.Рахимов дает указание ``собрать компромат на информатора'' /!/. Вот так-то, знай наших! Неожиданно Рахимов распорядился проверить деятельность детища руководителя администрации --- производственно-коммерчесткой фирмы ``Башкультиквест'' созданного при Минкультуре, возглавляли которую ``чеченские друзья С. Аминева в лице И. Гулаева'' и его брата Г. Гулаева, имевшего 5 судимостей. ``Информация о деятельности ``Башкультинвест'' напечатанная в ``Вечерней Уфе'', а также о том, что С. Аминев еще около года назад, управляя джипом, подаренным ``Башкультинвестом'', столкнулся с автомобилем бывшего зам.председателя Госплана, последний в результате погиб, но ``информацию'' об этом засекретили'' /стр.18--19/, послужила поводом для освобождения С.Аминева от должности.

Окончание в следующем номере.


Номер подписан к печати 22 мая 1998 года.

<vmeste@hotmail.com>