Эпос ``Урал-батыр'' имеет ряд аналогий в шумерской мифологии, изучив которые приходили к выводу об их едином происхождении где-то на территории Урала в эпоху мезолита. Первое, что сразу бросается в глаза специалиста, изучающего мифологию, это идентичность мышления с более или менее разными вариациями, не выходящими, тем не менее, за предел единого мифологического комплекса. Некоторые мифологические повествования с клинописных табличек древнего Шумера с текстами из эпоса башкордов нельзя, да и невозможно объяснить простым совпадением. Даже для того, чтобы сказать, что один народ, допустим, башкорды, переняли сюжет эпоса Голь-га-меш у шумеров (кунгур), необходимо уже иметь эти два народа. Шумеров же мы не имеем, а есть только корды Месопотамии, а башкорды как жили на Урале, так и живут, как это стало очевидным, с самых древнейших времен. Даже саму идею перенятия мифологии одного народа другим можно объяснить только долгим контактом или долгим совместным проживанием в одной местности.
Хорошо известна клинописная табличка времен Саргона Аккадского (около 2300 г. до н.э.), содержащая пятнадцать медицинских рецептов. Табличка написана на шумерском языке. С.Крамер считает например, что этот шумерский документ является древнейшей фармакопией в истории человечества. Что же интересного для нас содержится в этой медико-рецептурной табличке? В рецепте за номером 13 приводится несколько компонентов для составления лекарства, из которых нам интересен один, поскольку он перекликается с культом змеи у кордов и башкордов.. Итак, рецепт N13: ``развести водой порошок из высушенной и растертой водяной змеи...'' (С.Крамер. ``История начинается в Шумере''. М., Наука, 1991 г., с. 71).
Хотим мы этого или не хотим, но древние шумеры верили, что змея может помочь больному человеку. У кордов (курдов)- езидов, говорящих на диалекте курманджи, существует культ поклонения белой змее Шахмер. Шахмер так и переводится - ``царь змей''. Езиды - это особенно скрытая, мистическая община кордов. Узнать доподлинно об их вероучении пока никому не удалось. Есть все основания считать их поклонниками древнеегипетской богини Изиды. А другая община кордов - ахли-хак, иначе именуемая ``поклонниками черной собаки'', связана традицией с древнеегипетским богом Анубисом.
Теперь обратимся к мифологической традиции башкордов Урала, где мы находим странное совпадение с верой шумеров в способность исцелить больного мясом змей с одной стороны и с культом белой змеи Шахмер у таинственной, никому о себе не рассказывающей общине кордов - езидов. Башкорды называют царя змей Шахмер. Изображался он с семью головами, считался белого цвета. Башкорды верили, что живет он под землей и лижет своим языком какой-то белый камень.
Приведем один эпизод из башкордского мифа: жил да был один очень бедный человек. Как-то раз, рубя дрова для продажи их в городе, он нашел в лесу дверь, через которую спустился под землю. Открыв ее, он нашел много меда и начал носить его в город на продажу. Когда мед кончился, он спустился в подземелье и нашел другую дверь, которую и открыл, но за этой дверью оказалось царство Шахмера - белого царя всех змей. Шахмер хоть и укорял человека за то, что он забрал его мед, запретил другим змеям делать что-либо плохое ему. Человек стал упрашивать Шахмера отпустить его, на что Шахмер ему ответил, что если тот отпустит человека, он расскажет о нем (буквально, ``назовет имя'') другим людям, и тогда Шахмер умрет. Здесь мы сталкиваемся с глубоко архаичным верованием в связь имени с самим предметом. Этими верованиями полны и шумерские, и древнеегипетские мифы. (Например, миф об обретении Изидой тайного имени бога Ра).
Шумеры вообще полагали, что ``то, что не имеет имени, не существует''. Назвать же имя для шумеров было равнозначно понятию ``дать жизнь, вызвать к жизни''. Из башкордской мифологии мы узнаем, что узнать имя было важной частью в повествовании. Но вернемся к мифу о Шахмере. Несмотря на явную опасность для своей жизни, Царь змей отпускает незадачливого человека обратно на землю к людям. В это время заболевает царь людей той местности и вылечить его может, по заключениям врачей только человек, видевший Шахмера. Но для этого необходимо узнать, кто из людей видел его. Сихырсы советуют царю людей затопить баню, тогда они и найдут такого человека (бани у башкордов, которых объявили кочевниками! Примечание автора). Сихырсы-врачи знают, что у человека, хоть раз видевшего Шахмера, тело становится черно-белым, красным или покрывается отдельными красными пятнами. Через баню стали пропускать всех людей и записывать их, таким образом и был найден наш герой. Но он отказался называть имя Шахмера, за что его посадили в тюрьму и применили к нему пытки. В конце концов он вынужден был признаться, что видел Царя змей и назвал его имя. После этого его отправили за Шахмером, но тот уже умирает, укоряя человека за то, что он не сдержал своего слова. Однако увидев, как пытали человека, Шахмер сжалился над ним в третий раз. Шахмер объясняет человеку, как после его смерти надо приготовить лекарство из его тела, а именно, какую часть надо принять первой, какую второй и т.д., как надо разрубить тело, как кипятить и как остужая, отстоять змеиный бульон. Шахмер научил человека не давать какую-то часть лекарства ни сихырсы-врачу, ни царю, а выпить самому. Человек впоследствии так и сделал и обрел дар понимать язык змей и сам стал врачом.
Здесь очень важны два момента.
Специалисты по истории Месопотамии и Кордистана знают, насколько корды-езиды скрытны и что до сих пор никто доподлинно не знает их учения в целом. А отсюда возникает вопрос: каким образом имя Шахмер могло попасть от кордов-езидов в башкордскую мифологию?
Почему как в древнем Шумере, так и в древнем Башкордистане, считали, что мясо змеи способно излечивать болезни людей?
На эти два вопроса можно ответить только признав сам факт совместного проживания кордов и башкордов, они же шумерийцы и (кунгур) в древности.
Несколько другой обычай, сохранившийся со времен матриархата, мы находим как в мифологии башкордов, так и в культовой практике шумеро-аккадцев. Это культ священного брака, символизировавший единение царя, почитавшегося сыном бога, иными словами, считавшегося наполовину богом, с богиней любви Инанной, почитавшейся шумерами и как богиня плодородия и растительности. В культовом действии священного брака, происходившем один раз в году, роль богини Инанны исполняла верховная жрица, служившая в храме и живущая при нем все время. От брака земного царя шумеров с этой жрицей, почитавшейся небесной богиней Инанной, родились такие известные в истории люди, как Голь-га-меш и совсем реальная личность, как Саргон Великий (XXIV век.до н.э.\, объединивший впервые Шумер и Аккад и впервые применивший этот титул: ``Я, царь Шумера и Аккада''. Есть все основания полагать, что и знаменитые зиккураты Шумера и пирамиды древнего Египта первых четырех династий, династии строились именно для этого ритуала. Надо учесть и тот факт, что в столь древнее время люди еще не знали агрономию как науку и не могли объяснить возникновение засухи, потопа или проливных дождей. Все то, что губило посевы или урожай, считали наказанием, поэтому брак царя с небесной богиней, по мнению шумеров, должен был обеспечит хороший урожай и погоду.
Найдена очень древняя шумерская табличка, которая проливает свет на этот культ священного брака у шумеров в несколько ином аспекте. В табличке пишется, что одному больному человеку приснилась душа его дочери, которая жалуется, что она мучается в царстве мертвых (и больной на земле вместе с ней) из-за того, что не была познана. Также найдены таблички эпохи Шумера и Аккада, где мужчина и женщина изображены в весьма недвусмысленных позах. Ношение амулета в виде фаллоса, изготовленного из камня, а чаще из дерева, было обычаем шумеров, аккадцев и ассирийцев. Об этом свидетельствуют многочисленные находки амулетов в виде фаллоса времен аккадо-ассирийской империи.
Очень ценное сведение об этом культе оставил известный путешественник, посланник халифа из иранской династии Аббасидов Ибн-Фадлан, посетивший Башкордистан в X веке. ``Каждый из них вырубает из палочки фалл и вешает ее на себя. И если он захочет отправиться в путешествие или встретит врага, то поклоняется ей \палочке-фаллу\ и говорит ``О Господи, сделай для меня то-то и то-то''. Я сказал переводчику. ``Спроси кого-нибудь из них, какое у них оправдание этому действию и почему он сделал это своим Господом.''. Он спросил его и сказал, когда тот ответил ``Потому что я вышел из подобного этому и не знаю относительно самого себя иного создателя, кроме этого''. (А.П. Ковалевский ``Книга Ибн - Фадлана'', 1956, с. 26 - 27).
Именно этот обычай носить изображение фаллоса существовал в полном смысле этого слова у аккадо - ассирийской знати. Возможно, что само создание или рождение Аккада в XXIV веке до н. э. обязано именно этому культу священного брака царя и небесной богини Инанны. По легенде, переданной нам клинописными табличками, написанными на аккадском языке, Саргон Великий был после своего рождения брошен в реку Евфрат, но садовник, увидевший это, выловил корзину и воспитал ребенка, которого полюбила богиня Иштар, а затем помогла ему стать царем. Многие ученые - дешифровщики клинописи, сопоставив эту легенду с культом священного брака у шумеров, пришли почти единогласно к выводу, что легенда передает события, произошедшие 34 столетия назад с матерью Саргона Великого, по всей видимости, это была жрица бога Ану, которой не разрешалось иметь детей.
Именно эта легенда и вошла в ``Ветхий Завет'', где Моисей был подобран в корзине, плывшей в реке, а затем взят дочерью фараона. Этот факт никем не оспаривается.
В основе культа священного брака лежит архаичное представление о браке Земли и Неба, где дождь оплодотворяет природу.
Безусловно, что культ священного брака у шумеров воспроизводил в большей мере - циклические явления природы, сезонно-атмосферные изменения, такие как первый гром, дождь, наводнения. Но это воспроизведение было одновременно и актом вызова этого природного явления по типу известных шаманских камланий у ряда сибирских народов перед охотой, перед рыбной ловлей в море и т.д.
Отголоски именно этого шумерского культа священного брака мы находим и в мифологии башкордов, а с другой стороны, по сообщению Ибн - Фадлана, и сам по себе культ. Вот что мы можем узнать об обряде священного брака из эпоса ``Урал - Батор'':
Вот царевна сошла на майдан.
Медленна прошла по рядам
Где средь прочих мужчин и Урал
В ожиданье немом стоял
Из ряда к ряду шла дочь царя,
Но избранника искала зря.
Наконец она подошла
Туда, где безмолвно Урал стоял,
Глаза свои на него подняла
И взгляд царевны оттаивать стал.
Яблоко в руки дала ему
А прислужнику одному
Без промедления приказала
Во дворец проводить Урала.
Вновь неспешно села на трон -
Тут же рабами был поднят он.
Ко дворцу его понесли,
Высоко оторвав от земли.
- Дочь царя избрала любовь,
Будет жених у царевны вновь.
...
Кто - то сказал: ``Ко дворцу иди,
Ждет тебя там царская дочь,
Счастье ждет тебя впереди''.
Потом какой - то молодец
Взялся его проводить во дворец.
``Ты стал нашим зятем!'' - льстиво кричал
И хлопал дружески по плечам.
Но Урал с ним не согласился,
К царской дочери не явился.
``Я с обычаями не знаком.
Посмотрю, что будет потом,
Ну а там, может быть пойду,
Если написано на роду'', -
Слуге спокойно ответил Урал
Сброд дворцовый в ответ зароптал.
К дочери царской помчались рабы.
Другой эпос ``Ак - боз - ат'' передает обряд священного обряда такими словами:
- Вот тебе яблоко, дочь моя:
Пусть сердце батыра себе изберет.
И, кто условие примет мое,
Из рук твоих яблоко тот возьмет...
И с тем послал дочь на майдан, где были батыры. Обошла Айхылу всех батыров, но никто не осмелился взят из ее рук яблоко. Тогда Масем хан сказал: ``Даю вам подумать ровно сутки'', - и всем велел расходиться.
Корды-езиды в Месопотамии до настоящего времени во время свадьбы кидают в жениха спелыми яблоками.
В двух башкордских эпосах фигурирует один и тот же культ, который выглядел приблизительно так: девушка, являющаяся дочерью царя от брака со жрицей богини Инанны, обходила в день праздника /хаб - ан - туй/ отобранных специально для нее юношей, которых после мистического брака убивали весьма страшным способом: девушек топили в реке /символ неба и дождя/, а мужчин сжигали, поскольку пепел - символ земли /ер - ир/. Видимо, следы этого культа и находят археологи, ведь хорошо известно, что еще савроматы и сарматы сжигали некоторых из своих покойников. Археологи хорошо знают, что в одну и ту же эпоху встречаются обряды трупосожжения и обряды трупоположения, а также обряды сжигания детей. Но не совсем ясно, сжигались ли трупы или людей сжигали насильственно. Так вот, судя по эпосу ``Урал - Батор'', людей сжигали и живьем, принося их в жертву земле. Вода считалась башкордами матерью царя, а земля считалась отцом.
Несколько иной характер сходства имеет еще не выясненный обычай сарматов - предков современных башкордов и кордов и нескольких известных фараонов делать искусственную деформацию черепа. С чем это связано, ученые не знают, но произведенные измерения человеческих черепов из шумерских могильников показали, что. черепа, большей частью, но не все, были удлиненной формы. Но сами шумеры изображали себя на росписях, статуэтках с круглыми головами. Исходя из удлинённой формы черепов многие ученые считают шумеров тюрками или протюрками. На сегодняшний день археологи и этнографы выделяют две нации, совершавшие бинтовку головы у детей с целью деформирования черепа: сарматы - башкорды и корды, а также деформированные черепа встречались у некоторых фараонов и их детей в Египте. Искусственная деформация черепа путем наложения специальной повязки на голову младенца - один из наиболее характерных признаков сарматской культуры. На Южном Урале /Башкордистане/ найдено более 60 погребений, датируемых весьма близким хронологическим периодом. Иранцы - сасаниды и византийцы именовали сарматов савирами.
С обрядом священного брака безусловно связана и шумерская легенда о Думузи /Таммуз/, супруге богини растительности и любви Инанне. Именем Таммуз корды называют месяц июль. Как мы уже отмечали, муз-моз - название пчелы у кордов и чеченов /хурриты/. Такие башкирские имена, как Мус-тафа, Муз-закир, а также египетские Ут-моз, Тут-мос имеют основой слово муз-моз - ``пчела, шмель''. Там -тэм означает ``вкус, сладкий'' на языке башкордов. Как известно, мед начинают собирать в июле. Известно также, что пчеловодство появилось у людей /башкордов/ раньше, чем земледелие, а более точно будет сказать, что пчелы и не нуждаются в пчеловодстве, чтобы их кто-то ``вел''.
В башкордской мифологии Небесный Бык подчиняется богине- дочери Катиллы, как и в древнейших верованиях шумеров. Само дарение девушкой-царицей яблока говорит о ней, как о богине любви. Яблоко всегда ассоциировалось с символом любви и искушения в традиции Месопотамии. Отказ Урала последовать за ней во дворец вызывает у царицы неистовую ярость и она насылает на него Небесного Быка. Но эта часть у шумеров подверглась детальной переработке и вошла составной частью в сказание о Гильгамеше /Голь-га-меш/. Этому событию целиком посвящена VI табличка шумерского эпоса.
``Крови жаждет душа его,
Приведите быка моего,
Опору и мощь моего дворца,
Пусть он примерно накажет глупца!
Вы же, батыры, не троньте его''.
Услышав слова царя своего,
От страха весь народ задрожал
Жалость у всех егет вызывал,
-Ох, пропадет, пропадет егет!-
Говорили, плача навзрыд.
А тут и дочь Катилла стоит-
``О, отец, во имя любви
Без причины его не губи!
Не ты ль позволил по воле своей
Жениха выбирать себе.
Этого парня я избрала,
Нареченным его назвала.
Из-за тебя не смогла я с ним
Поговорить как с мужем своим.
Умоляю во имя любви
Жениха моего не губи!'' -
Так молила она отца.
На молящие те глаза
За слезой набегала слеза.
Но отец не стал ее слушать,
Не смягчил свою черную душу.
Исполинский явился бык,
Скреб он землю, копытами бил,
Слюну свою ядовитую лил.
Подошел к Уралу тотчас,
Не сводя с него страшных глаз,
И, слегка поведя головой,
Рык из глотки издал громовой
``На землю не стану тебя кидать.
Буду сушить тебя на рогах,
Пока ты не превратишься в прах
И не станешь по ветру пылью летать''.
``И я тоже тебя губить
Вовсе не собираюсь, бычок.
Чтоб на землю тебя свалить,
Тратить сил не стану, бычок.
Знай, нет существа на земле,
Кто бы был человека сильней.
Не только ты-все потомки твои
Станут отныне рабами людей''.
Слыша обидные те слова,
Бык со злостию встрепенулся
И стремглав на Урала метнулся,
Чтобы вскинуть его на рога.
И сейчас же его Урал
Схватил за рога и крепко сжал*
Как тут бык ни пыхтел, ни старался,
Как ни бился, ни вырывался,
Освободиться сил не нашел-
По колени в землю ушел.
От жестоких потуг у быка
Из пасти черная кровь потекла.
Верхний зуб его отлетел,
Обессилел бык, ослабел,
Изнемог-устоять не сумел,
Увидав такое Катил
И все, кто рядом с Катиллом был,
В изумленье пришли, говорят,
Каждый замер, страхом объят.