[Н~ем~е] - вещь (башк.) | Name - имя (англ.) |
О том, что древние башкорды не отделяли имя вещи от самой вещи и считали имя продолжением предмета, которое оно обозначает, свидетельствует сохранившийся до наших дней один башкордский обычай. Суть его состоит в следующем: если в семье умирает новорожденный ребенок, то при рождении следующего ребенка родители сразу, завернув его в платок, отдают неродным людям, которые выносят новорожденного на улицу и, обойдя дом один раз, стучат в окно, приговаривая при этом: ``Вот ребенок, кто его купит?'', и называют цену (в древности, когда у людей не было денег, то естественно, существовал какой-то эквивалент), родители достают сумму и, отдав деньги в окно, из окна получают своего новорожденного, но уже как бы из чужих рук, от чужих людей. И тут же отдают снова другим неродным людям, которые повторяют то же действие. Так продолжается три раза. После чего родители дают ребенку имя Хатыбал, буквальный перевод ``купленный ребенок''. Но подлинное имя ребенка сохраняется втайне до называемого современным языком совершеннолетия, что в древности отмечалось обрядом инициации. Этот рассказ автор записал у Мустафиной Суфии, которая наблюдала этот обычай у башкордов из рода Борзен по фамилии Бикбердин Ахматулла в деревне Кусеево Баймакского района в 1948 году.
По шумерским представлениям считалось: то, что не имеет имени, не существует. Поэтому для шумеров назвать по имени было равносильно вызвать к жизни, и потому знать имя предмета означало и обладать предметом, что полностью совпадало и с башкордскими представлениями, которые считали, что имя и есть предмет. Например, имя на языке башкордов исем. Само слово исем, если его перевести, покажет нам, как представляли себе башкорды это понятие.
[Э~з] - след, [э~зл~еу] - искать, [э~зем] - мой след, исем - мое имя,
[е~с] - запах, [е~сл~еу] - нюхать, [е~сем] - мой запах, есем - содержание,
[и~с]; - память, [и~сл~еэу] - вспоминать, [намы~с] - [ми~сал] - поучение.
Таким образом, у башкордов слово исем означает ``мой след, моя память, мой запах, мое имя''. Как видим, древние башкорды считали имя продолжением человека. Само понятие ``предмет'' в башкордском языке обозначается словом [н~ем~е]. Так вот, это башкордское слово стало в древнем Шумере обозначением Первовещества, или, по-шумерски, первого бога - Намму, который породил небо и землю, чей постоянный эпитет был ``Мать, давшая жизнь всем богам''. Считать имя Nominus принадлежащим латинскому или греческому языкам, просто смешно. Когда родилось это башкордское слово, греки и латиняне были еще настоящими дикарями.