Амин-бек - знаменитый персонаж башкордского устного предания - идентичен библейскому Иосифу. Но в повествовании есть и различия, так Амин-бека продают в рабство хозяину каравана сами родители, а Иосифа - его братья, до этого бросившие его в колодец. Амин-бек Лезет в колодец сам, чтобы убедиться, есть ли там вода. Найдя же вместо воды золото, Амин-бек просит хозяина каравана спустить в колодец ведро. Золото было поднято, но хозяин каравана, испугавшись, что ему придется делиться золотом с Амин-беком, обрезает веревку, и Амин-бек остается на дне колодца. Добрый змей- Дракон, которого Амин-бек излечил игрой на музыкальном инструменте, вызволяет его из колодца и доставляет к каравану. Амин-бека отправляют с письмом в город к жене хозяина каравана, в котором говорится, что она должна любым путем избавиться от него. Но по дороге Амин-бек читает письмо и от имени хозяина каравана пишет другое, где говорится, что жена хозяина должна немедленно, до возвращения каравана выдать замуж за Амин-бека их дочь. Так и было сделано. Вечером, гуляя по городу, Амин-бек попадает в царский дворец /патша - харай/, где играет с царем в шашки и выигрывает у него царство. Так Амин-бек становится богатым и знаменитым и вызывает к себе родителей, которые с самого рождения мечтали сделать из него торговца. Нет необходимости распространяться здесь, насколько история Амин-бека схожа с библейской историей об Иосифе, проданном в Египет в рабство.
Остановимся на некоторых деталях. Иосифа, после извлечения из колодца, в рабство купцу продают его братья. Амин-бека купцам продали его родители. Купцы названы измаилитянами-мадианитянами. К мадианитянам убежал и Моше /Моисей/, спасаясь от гнева фараона. Вообще мадианитяне считались родственными евреям. Моше был даже женат на дочери вождя мадианитян. Мадаин, или Медаин - так назывался город Ктесифон - поздняя столица царей Ирана - Ар-шакидов и Сасанидов, а в древности страна Кардунияз /Халдея/. Амида - современный Диярбакыр - столица Турецкого Кордистана.
Вспомним, что Авроам вышел из Ура - Халдейского. По преданиям кордов, Авраам родился и жил в Ур-фе /Урфа/. Весь путь Авраама из Ура - Халдейского в землю обетованную пролегал, как это ни странно, через земли современного Кордистана - Иракского, Турецкого и Сирийского. На кордском и иранском языках мадани означает ``рудник'', а маданчи - ``рудокоп''. Вот именно к этим людям и убежал Моше. Имя Моше, как считают гебраисты, происходит от глагола mesah - вытаскивать, а на кордском языке Моше означает шипцы, точно также слово Моше означает шипцы на менгрельском и абхазском языках. На древнееврейском языке слово Berzel - железо, на языке сванов Berez - железо. Шумерское слово gir - клинок, а у башкордов [~кыр~кыу] - резать, yткер - острый, [~кырыныу] - бриться.. Как видим совпадения более чем очевидны. На Синае, в тех местах, где обитали эти мадианитяне, археологами найдены свидетельства существования в древности рудных шахт, из которых фараоны Египта добывали и вывозили медь. Вот эти перевозки меди на верблюдах и были впоследствии трансформированы в рассказ о купцах на верблюдах, колодцах /шахтах/, в которых нет воды, но есть золото /медь/, которое поднимают наверх в мешках. Кстати, медные копи царя Соломона и поныне там и из них продолжают добывать медь. Археологами найдены следы медеплавильни в Абу-Матаре - между Мертвым морем и Газой - датируемой IV тыс. до н.э. Там же найдены статуэтки из глины, изображающие женщин, у одной из которых гипертрофирован пупок так же, как и на статуэтках, найденных в Чатал-Гуюке /современная Турция/, что свидетельствует о единстве или по крайней мере сходстве идеологических представлений и этноса этих двух регионов.
Но вернемся к Амин-беку. К сожалению, русский язык и алфавит не дают возможности правильно передать звуки башкордского языка. История об Амин-беке, по всей видимости, более древняя версия, чем библейский рассказ об Иосифе. Для такого заключения есть ряд оснований. Во-первых, если бы башкорды переняли его из каких-либо мусульманских преданий, восходящих к арамейско-библейской традиции, то героя башкордского предания звали бы Юсуф или Йософ /Иосиф/. Во-вторых, зафиксирована и установлена перевозка меди с Урала на юг Туркмении /Намазган-Тепе/ и ляпис-лазури из Таджикистана в Египет во времена фараонов. Обратные торговые связи так четко не зафиксированы. В-третьих, имя Амин-бек есть производное от Иман - ``целый, здоровый'' и ``дуб, что говорит о чисто башкордском происхождении этого имени. В-четвертых имя - Амин-бек тождествен древнеегипетскому богу Амону как по смыслу, так и по звучанию имен. Бог Амон известен, как один из древнейших египетских богов, культ которого уже существовал в конце IV-начале III тыс.до н.э. В это время не было еще Иосифа или Юсуфа, так как ученые, изучающие Библию, подсчитали приблизительно время жизни Авраама и отнесли эту дату к 1850 г.до н.э. Сам Авраам купил пещеру Махпела у ``сынов хеттовых, а сыны хетта - это абхазы и адыги, появившиеся на исторической арене приблизительно во IV тыс. до н.э.
По библейско-арамейской традиции Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, а Иаков родил Иосифа-Юсуфа. К этому времени, если опираться только на найденные древнеегипетские письменные источники, можно твердо сказать, что культ Амона существовал уже более 1500 лет. Поэтому считать, что имя Амин /Амон/ - бек пришло к башкордам вместе с арабами, которых они /башкорды/ никогда не видели, абсолютно неверно. С другой стороны, это противоречит данным археологии, ведь со времен мезолита начинается проникновение урало-туранцев /кордов/ в Месопотамию. Даже самую первую цивилизацию в мире - Шумер - создали выходцы с Загроса и Ирана. Жители этих областей сами являлись выходцами с Урала-Ирандека. Проникновение же этих племен в Месопотамию - Шумер и Аккад - можно считать, по данным археологии,совершившимся в период с VI по V тыс. до н.э. Для такого заключения есть все основания.
Во-первых, хасиларская и халафская культуры расписной керамики в Месопотамии, датируемые V тыс. До н.э., имеют прямые аналогии с культурой той же эпохи на территории современной Туркмении из поселения Джейтун возле Ашхабада. Во-вторых, только в Сузиане существовала цивилизация, родственная шумерской эпохи Урук-Джемдет-Наср. О степени взаимодействия этих культур говорит следующий факт. В конце IV тыс. до н.э. монохромная красно-серая керамика, характерная для Урука, сменила на территории Суз расписную керамику эпохи Сузы-А. Об этом же говорит и наличие оттиска печатей в Сузе, типичных для Урука. И чуть позже - возникновение идеографического и слогового письма на глиняных табличках, ныне известного как протоэламский язык. В-третьих, имеются явные параллели между росписью посуды раннего энеолита Южной Туркмении и керамикой хассунской культуры из Месопотамии. В-четвертых, роспись на керамике из Намазга 11 /4560+110 гг. до н.э./, исполненная характерной монохромной техникой, аналогична росписи древнего Элама /комплекс Джови/ Массой В.М., 1962, с.21. В-пятых, некоторые археологи считают серую керамику Шах-Тепе и Тепе-Гиссара, появившуюся в Северо-восточном Иране в У тыс. до н.э., произведенной шумерами, пришедшими из Средней Азии. Доказательством этому служит явное сходство керамических форм изделий из Месопотамии /Шумера/ и изделий Шах-Тепе /Иран/. В-шестых, в свои могилы шумеры опускали вместе с покойником много изделий из меди /металла/, оружие, украшения и т.д. Причем эти изделия отличаются высокой техникой изготовления, что доказывает достижение шумерами/кунгур/ высокого уровня и мастерства в плавке и ковке металла.
Ученые-шумерологи до сих пор ломают голову над тем, как в стране, бедной полезными ископаемыми /медные руды/, шумеры достигли такого совершенства в обработке металла. Исходя из этого факта, можно заключить, что до своего прихода в Месопотамию шумеры жили в стране, богатой медными рудами /Уральский регион- Башкордистан/.
Совершенно иную картину дают археологи Ирана. В Керман-Шахе, где основное население составляют иранские корды, и этот регион считается только частью Кордистана /который разделен между четырьмя странами - Ираком, Ираном, Сирией, Турцией/, найдены следы медеплавильни 4091+74 г. до н.э. На этой медеплавильне были обнаружены в результате раскопок тигли с накипью медной руды. В этих тиглях сульфиды меди не плавились, а обжигались.
Древние кордские металлурги каким-то образом умели в то далекое время управлять температурой пламени, так как медь плавиться при 990 градусов по Цельсию, а при 1100 градусах тигли превратились бы в стекло. Такие температуры могли быть достигнуты только в закрытых печах, а не в открытых. Все это вместе взятое говорит о том, что кордские металлурги имели высокоразвитую технологию плавки меди, достичь такого уровня можно было лишь методом проб и ошибок.
По росписи и орнаменту культура Убейда /Месопотамия/ той эпохи совпадает с культурой Анау 1 и Намазга 1 /Туркмения/, что является важным свидетельством родства. Безусловно, имеются и различия и это вполне естественно, ведь даже одну и ту же вещь два человека делают по разному, тем более когда речь идет о такой субъективной вещи как керамическое изделие. Тогда, в ту далекую эпоху, не было заводов по изготовлению посуды и кувшины, чашки, орнаменты выполнялись людьми разными по характеру и темпераменту.
О родстве культур юга Туркмении и Месопотамии в V тыс. До н.э. говорит и распространение круглых в плане домов, характерных именно для культуры Убейда, которая сама восприняла эту традицию от Халафской культуры Северной Месопотамии, следы которой, как уже отмечалось выше, также имеют аналогию с керамикой культуры той же эпохи, существовавшей в Южной Туркмении.
Здесь мы сталкиваемся с одной очень важной проблемой, а именно на поселениях эпохи энеолита на территории современной Туркмении следы рудного производства не обнаружены. Более того, специальный анализ показал, что медные предметы изготовлены из меди, выплавлялись из руды, однако рудные источники находились вне Туркменистана. Несмотря на отсутствие местной руды очаг металлургии в Южном Туркменистане (Анау) достиг в IV тыс. до н.э. весьма высокого уровня технического развития, что в свою очередь свидетельствует о четко организованной и хорошо налаженной доставке сырья, а также и о постоянных контактах и меновой торговле с другими и весьма удаленными народами. Историки отлично знают, что ляпис-лазурь из Памира везли в Египет.
Вот именно этим и занимались ``купцы'', купившие Амин-бека у его родителей из башкирского мифа. Этим же занимались и мадианитяне (мада - ``руда'' на башкордско-иранском языке), купившие Иосифа-Юсуфа у его братьев. Даже тот факт, что медь с V тыс. до н.э. становится единицей обмена, свидетельствует в пользу этого. Само название этой эпохи (халколит) происходит от башкордского слова халк - ``народ'', а не от греческого - ``медный''. Греки не были первооткрывателями процесса, да и вообще они появились в истории с весьма большой натяжкой в X-XII вв. до н.э. Как же после этого можно считать слово халк (народ) греческим! Послушать иных фальсификаторов от истории и лингвистики, так получается, что башкорды, корды и иранцы (сарматы, шумеры, эламцы) ждали три тысячи лет, пока появятся греки и назовут медь словом ``халк''. Это же смешно! На кордском языке слово Хали означает чистый, без примеси, несмешанный, очищенный. А как известно любому сталевару, чтобы добыть металл из руды его необходимо очистить - хали, от примесей. Руду добыть и произвести плавку металла можно только объединившись в группу, цех, класс, народ - халк. В отличии от камня (из которого делался каменный топор), металл (медь в том числе) не существует ,в природе в чистом виде, его надо добыть весьма сложным путем (даже в нынешних технических условиях) и при условии согласованности действий и высокой организованности людей - халк. Халк на языке башкордов, кордов, белуджей, тюрков означает ``народ''. Нетрудно доказать, что урало-туранцы первыми в мире освоили обработку металла (меди). Конечно, если историк и археолог - порядочный человек.
На Урале в Башкордистане живут башкорды, а в Месопотамии в Кордистане живут корды. Некогда они были единым урало-туранским народом. Начиная с эпохи мезолита, каменные орудия Южного Урала аналогичны в большей или меньшей степени инвентарю жителей Месопотамии (Северный Ирак).
В самом Шумере бронзовые предметы содержат в своем составе сплавы никеля и олова. Если никелевые руды еще можно найти в некоторых странах Аравии (Оман), которые, однако, неизвестно, разрабатывались ли в IV тыс. до н.э. или нет, то олово является весьма редким металлом и на сегодняшний день. Известны практически все месторождения этого металла. Их всего несколько в мире, например, в Южной Америке, Англии, Бретани. Так вот, на Урале как раз и имеются оловорудные месторождения, которые, как хорошо известно археологам, эксплуатировались со II тыс. До н.э. Это знаменитые древние рудники Таш-Казган и Никольское, которые снабжали металлом сейминско-турбинскую культуру, возникшую в эпоху самой ранней бронзы. Этот факт хорошо знают и всячески выпячивают на передний план и археологи, и историки. При этом вполне сознательно умалчивается другое, более важное свидетельство археологии, а именно то, что так называемая кельтеминарная культура IV-III тыс. до н.э. - эпохи неолита в Южном Приаралье обнаруживает более древние взаимоотношения с Южным Уралом. ``Более древние'' здесь означает ``еще до того времени, когда люди научились добывать медь''. Эти связи не прерывались до II тыс. до н.э.
На основании анализа только керамических находок известно, что в эпоху неолита и энеолита (VIII - V, II тыс. до н.э.) родственные друг другу урало-туранские племена распространялись и на восток до верховьев рек Обь и Иртыш и на юг до южных районов Каспия, вплоть до Иранского нагорья. В частности в Приаралье на озере Джаман-Клыч найдены микролиты из уральской яшмы и кварцита. Как правильно заметил К.В.Сальников, ``...если можно допустить проникновение уральского материала для изготовления каменных Орудий путем обмена далеко на юг, то транспортировка на такие расстояния глиняной посуды ничем не может быть оправдана''. (Археология и этнография Башкирии, -Уфа, 1962, с. 95).
Исходя из этого, археологи и сделали совершенно правильный вывод, что Урал и Приаралье в эпоху неолита и энеолита (IV, III и начало II тыс. до н.э.) населяли родственные друг другу народы, что доказывается необыкновенной близостью орнамента керамики.
Но основное отличие мест обитания человека той эпохи на Южном Урале и Приаралье заключается в том, что на Урале - это места долговременного оседлого обитания, где культурный слой насыщен большим количеством керамики, орудий, бус. Но несмотря на различия в ведении хозяйства и образе жизни, различные природные условия (лес - полупустыня, Южный Урал - Приаралье) люди покрывали свою керамику узорами одного типа.
Евразийская культура ранней бронзы, условно называемая сейминско-турбинской, получала металл с Урала и Алтая, а урало-туранские абашевские племена занимали в ней особое привилегированное положение. И металл, и керамика сейминско-турбинских племен, найденные в их могильниках, указывают на тесные связи с абашевскими племенами Зауралья. Абашевские племена Зауралья являются потомками более ранней ямной культуры, существовавшей на Южном Урале с III тыс. до н.э. по II тыс. до н.э..
Абашевцы имели сложные и весьма таинственные обряды погребения умерших. В частности, как и некоторые древнеегипетские фараоны, абашевцы часто имели не настоящие могилы, а кенотафы. Весь свой металл абашевцы, как и сейминско-турбинская, андроновская и срубная культуры получали с месторождений на Южном Урале и регионах, прилегающих к нему (Зауралье, Приуралье).
Некоторые изделия Западного Приуралья, принадлежащие к сейминско-турбинской культуре, носят следы явного западно-сибирского и алтайского влияния. Например, изделия из нефрита говорят о его саянских источниках, изображения баранов-архаров и лошадей на рукоятках кинжалов из Турбина и Сеймы, Ростовки и Джумбы свидетельствуют об алтайском и восточно - тяньшанском происхождении, поскольку, по мнению палеозоологов, эти породы лошади и архаров могли водиться только там. Художник-литейщик, отливший эти кинжалы с рукоятками, украшенными изображениями этих животных, не мог не видеть их в природе сам, непосредственно.
Впоследствии эти племена - абашевцы, андроновцы, срубники явились основной этнической базой сложения последующей культуры железного века, известной под именем - савроматы, которых с V века до нашей эры сменили сарматы - предки современных башкордов - юрматы.
Мы хотели бы особо подчеркнуть три важных факта. Первый - население Южного Урала (современный Башкордистан) в эпоху халколита и бронзового века составляли прямые потомки населения этого региона еще времен неолита. Второй - родство керамики Приаралья и Южного Урала. Третий факт - родство керамики Приаралья и Ирана - Сузиана, возле современного города Ахваз.
И вот здесь мы подходим к самому главному только в Иране-Сузиане (современный город Ахваз) существовала цивилизация сходная с Шумером - Урук - Джемдет Наср. Взаимовлияния между ними так велики, что в конце IV тыс. до.н.э. монохромная, красно-серая керамика становится типичной и общей и для шумерского Урука и для Суз, сменив расписную керамику. Появляются оттиски цилиндрических печатей как в Сузиане, так и на юге Туркмении - Джейтун, характерные для Урука. Наконец, в Сузиане вслед за Шумером рождается письменность на глиняных табличках, известная как идеографическое и слоговое письмо Элама.
Но если шумеры - урало-туранцы пришли в Месопотамию в IV тыс. до н.э. из ЮжногоУрала через Среднюю Азию (Хорезм - Хор-Азим), то андроновцы были второй волной переселенцев с Южного Урала, покинувшими свои прежние места обитания во II тыс. до н.э. и уже освоившими производство колесниц, как показало погребение в Синташте на Южном Урале. Ведь для изготовления колесниц нужно дерево - лес, а где его найти в пустынях Средней Азии. Наоборот, лес - это природный ландшафт Урала да и всей Сибири.
Другой вопрос - некоторые различия в керамике Южного и Северного Приаралья. Как мы уже отмечали выше, керамика северного Приаралья принадлежала единому этносу, обитавшему и на Южном Урале (Башкордистан). Керамика юга Приаралья тяготела к образцам Ирана и Месопотамии, хотя с эпохи мезолита прослежена единая техника обработки камня, наконечников стрел от Южного Урала (Башкордистан) до Ирака (Кордистан). Вопрос о различиях в керамике исчезнет, если мы посмотрим, в каких климатических условиях жили и живут народы этих двух регионов - Южного Урала и Южного Приаралья, (Туркмении, Ирана, Кордистана).
На Южном Урале, в отличии от Хорезма или Месопотамии, холодная погода - осень наступает в сентябре, а зима - в конце октября. Весна приходит в конце марта, но реки освобождаются ото льда в середине апреля, затем наступает наводнение и только к середине мая воды рек входят в свое обычное русло. А это означает, что предки башкордов имели в своем распоряжении только 3,5 месяца для изготовления необходимой им керамики из глины с водой. В то же время теплый сезон занимает в Месопотамии, Иране и Хорезме около 8-10 месяцев и реки никогда не покрываются льдом, а земля и глина в ней не замерзают. Все это вместе взятое говорит о постоянной возможности круглый год производить и расписывать керамику, а следовательно совершенствовать технику изготовления.
Производство же керамики на Южном Урале было сезонным, а большая часть используемой посуды была изготовлена из дерева и кожи - хаут, которую можно было (скорее всего так и было) сжечь в случае необходимости в зимние холодные дни. Поэтому надо сличать не только и не столько керамику Южного Урала и Приаралья с керамикой Ирана и Кордистана, а, с одной стороны, орнамент национальной одежды, ковров и паласов, а с другой - опереться на данные сравнительно-исторического языкознания. Здесь, на этой базе, мы сразу видим родство орнамента на керамике эпохи неолита Приаралья и Ирана с орнаментом и вышивкой на национальной одежде и тканях башкордов Южного Урала. Само зарождение ткачества учеными-археологами прочно связывается с Кордистаном, горами Загроса, где были найдены первые (на сегодняшний день) и древнейшие свидетельства этому. Башкордский орнамент и вышивка на ткани удивительным образом сходна с культурой Наманга II и Наманга III (Геоксюр-1, Карадепе - слой 1).
На языке башкордов Урала слово Сафар означает совершить поездку по делам, а имена Сафар Гали и Сафар Бика давались детям, родившимся в этой деловой поездке. На языке кордов Месопотамии слово Сафар уже означает - медь. На еврейском языке имя Сефарды дано группе евреев, говорящих на языке Ладино, который весьма близок к испанскому. Сефарды - это потомки беженцев из Испании, которые были изгнаны после завершения Реконкисты. Пиренейские горы Испании - это один из мировых источников добываемой меди. Именно добычей и перевозкой меди в III-II тыс. до н.э. и занимались на Урале ``купцы'' из башкордского предания об Амин-беке.
Теперь об этимологии слова Йософ-Иосиф. В Библии ясно и четко говорится, что Йакуб (Иаков) - внук Иброхима (Авраама) подарил своему сыну - Йософу (Иосифу) разноцветную рубаху, тем самым выделив его среди других своих сыновей.
У кордов шерстяной хитон называется Суф и является ритуально-культовым одеянием дервишей Суфиев. Имя Суфий происходит от кордского слова Софи - мистик (человек, связанный с потусторонним миром), а имя Софий означает у кордов ``Мудрый''. ``Йе'' - местоим. относит. употребляется взамен имен мужского рода - тот, кто следовательно имя [Й~ос~оф], на языке кордов означает ``тот, кто - Мудрый''. Слово Софи было заимствовано греками у кордов, поскольку, когда предки кордов и евреев создали это слово - около IX тыс.до нашей эры в горах Загроса, где археологи и нашли остатки первых ткацких станков, эти греки, как и все индоевропейцы, были настоящими дикарями.
В Библии и в кордских преданиях всегда подчеркивается мудрость Йософа (Иосифа), а на его умение ``связываться'' с потусторонним миром указывает его талант к разгадыванию снов. В исторической науке до сих пор бытует басня о том,что якобы предки башкордов, кордов и евреев были кочевниками. Это абсолютно не соответствует фактам истории. Блестящим доказательством этому служит история Йософа (Иосифа), который, попав в Египет, разгадывает сон Фараона и предсказывает 7 лет обильного урожая зерновых, после которых наступят 7 лет неурожая. Все пророчества (умение видеть природные приметы) Йософа (Иосифа) сбылись. По Библии Фараон даровал Йософу особые полномочия и поставил его управляющим над всем Египтом (кам).
Любой агроном скажет историкам, что для того, чтобы кочевник и охотник стал земледельцем за одну ночь (как Йософ) необходимо,чтобы твои предки несколько поколений уже были земледельцами. Само мышление кочевника и земледельца имеет определенные отличия, а период перехода мышления от одного типа к другому занимает более продолжительное время, чем жизнь одного поколения. Поэтому, как показывает история, кочевники и земледельцы (даже представляющие один этнос) не переходят одни в других, а, наоборот, сосуществуют долгое время по соседству и дополняют друг друга. По мнению ученых, возвышение Йософа в древнем Египте, описанное в Библии, должно соответствовать эпохе Гиксосов (около 1700-1580гг.до нашей эры).
Большинство ученых, изучающих древнюю историю Ближнего Востока, склонны считать упоминаемых в клинописных табличках из Тель-Амарны в Египте ``хабири'' или ``хапиру'' предками евреев. Но для этого необходимо рассмотреть, откуда и когда появились эти племена. Впервые имя хабири встречается в письме на глиняной табличке, написанном клинописью на арамейском языке египетским наместником города Иерусалим своему повелителю фараону-реформатору Эхнатону (1419-1400 гг. до н.э.). Он пишет, прося о помощи, ибо ``Хабири - кальбу халкы'' занимают один город за другим. В другом письме, посланном позже, этот наместник уже не просит Эхнатона о помощи, так как ``хабири - кальбу халкы'' успели занять все города и Иерусалим. Из этих писем видно, что фараон Эхнатон никак не прореагировал на сообщение своего слуги.
Поскольку у башкордов Урала сохранился в неприкосновенности наиболее полный текст VI таблички из эпоса о Гильгамеше, созданного в IV-III тыс. до н.э., а корды Месопотамии являются ближайшими братьями по крови башкордов, то именно башкорды имеют полное и первоочередное право на сопоставление клинописных текстов из Шумера, Аккада, Ассирии и Тель-Амарны со значениями этих слов в их родном урало-туранском языке.
Хабири - ``человек плуга'' на языке башкордов, в кордском хаб означает ``зерно'' и понятие ``единственный, первый'', а производное от корня хаб - хабанд означает ``верить в бога''. Башкорды до сих пор празднуют после окончания весенних полевых работ праздник хабанд-туй и именно этот праздник с тем же названием хаб-сед праздновался в древнем Египте уже начиная с эпохи Нармера (нач. III тыс. до н.э.).
Имена 70 древнеегипетских богов имеют смысл только в башкордском или кордском языках, не говоря о других аналогиях в религии.
Но в клинописных табличках из столицы фараона Эхнатона эти племена названы не просто ``хабири'', а более полно, как ``хабири кальбу халкы''. ``Халк'' означает ``народ'' и в башкордском, и в кордском языках.
``Кальбу-кальб'' - ``собака'' на языке кордов. Впоследствии это слово было заимствовано, как и многое другое, арабами. Многое другое, - это коза, овца, верблюд, лошадь, так как все эти животные никогда не обитали ни на Синайском, ни на Аравийском полуостровах. Еще Салманнасар, ассирийский царь, в 842 году до н.э., получал дань двугорбыми верблюдами и конями от северо-восточных племен, но никак не из Аравии. Но это не суть важно.
Мы хотели бы указать на то, на что ни один из ученых, как египтологов, так и семитологов не обратил внимания вообще. В письме к фараону Эхнатону хабиры названы кальбу-халкы, что учеными было понято как оскорбительное прозвище ``хабиры-народ собаки''. При этом было совершенно упущено, что собака была в древнем Египте наиболее почитаемым созданием. Древнеегипетский бог Инпу (Анубис - у греков) в ``Письмах Пирамид'' описывался как главный бог в царстве мертвых, и изображался он в виде черной собаки. По древнеегипетской мифологии Инпу (Анубис) вместе с Изидой (Язида - весна) искал погибшего Осириса (``побеги чеснока''), охранял его тело от врагов и вместе с Тотом (``удод'' - судья, иранск.), присутствовал на суде Осириса.
На языке кордов са, на иранском -сак означает ``собака'', а племя кип-саг - одно из самых крупных родовых объединений башкордов Урала. Кип на языке кордов означает ``близкий, почти рядом, вплотную''. Поэтому имя башкордского племени кип-саг - ``близкий с собакой, ручная собака'' - исконно кордское и переводится как ``близкий с собакой, приручивший собаку''.
В эпоху Ахеменидов башкордское племя кипсаков называлось просто саки. Будучи весьма воинственными, они не пропустили войска Александра Македонского (у башкордов - Зуль Карнай) до Хорезма (Хваразма в ``Авесте''). Все античные свидетельства отмечают, что саки, сарматы и мидийцы носят остроконечные шапки. Эту шапку можно и сейчас увидеть в национальном башкордском костюме.
Караимы, исповедующие религию Ветхого Завета, как раз и являются представителями кип-сакского племени и считают родным кипсакский диалект башкордского языка. Имя ``сагасу - sagasu'' это есть другое название хабири кальбу халкы, встречаемое в библиотеке Эхнатона.
В клинописных текстах из переписки Аменхотепа IV (Эхнатона) с касситским правителем Вавилона по имени Бурна - Буриаш и владыкой Хеттской державы удивительно то, что кроме египетского наместника Иерусалима, никто и знать не знает и не боится быть завоеванным какими-то хабири кальбу халкы. Мало того, Аменхотеп IV не только не послал свое войско, но даже не ответил на это письмо. Поэтому ни о каком иноязычном завоевании не идет и речи. Если бы хабири кальбу халкы действительно пришли бы из Африки, то письмо первым прислал бы не наместник Иерусалима, а сам Аменхотеп IV, мол, бригадиры уже в походе или агрономы приступили к весеннему севу на целине. Однако Аменхотеп IV, живя в Египте, ничего подобного не сделал, потому что этого выхода хабири кальбу халкы вообще не было. С другой стороны, наличие караимов-садокидов в Литве, Польше, Галиции; хассидов - в Венгрии и история Хазарского каганата в Деште и Кипсаге ясно указывают, кто и от кого произошел и кто откуда вышел.
Из всех древнеиранских языков наиболее соответствует кордскому язык пехлеви, который был назван по имени страны Пахлава или Бактрия, где он был разговорным языком. Таким образом, он был в употреблении с 265 года до 651 года до н.э.. В династию Аршакидов и Сасанидов страна Пахлава включала в себя территорию Мидии (Амеда - Диябакир). Об этой стране упоминают как персы, так и арабы. Но арабы именем пахлава именовали и язык ахеменидов, то есть старо-персидский. Особенность языка пехлеви состоит в том, что в этом языке было найдено 500-600 корней арамейского, то есть восточно-семитского языка. О том, что язык пехлеви был господствующим говорит тот факт, что на монетах IV-III веков до н.э. надписи были сделаны на языке пехлеви. На нем было записано и сказание ``Яткар-Зариран''. По сути дела, Фирдоуси, сочиняя ``Шах-Наме'', использовал именно ``Яткар-Зариран''. Арамейские корни слов, местоимения, предлоги, числительные, найденные в языке пехлеви, ведут свое начало с X-IX века до н.э., не позже, поскольку странным образом совпадают с языком ассирийской клинописи и надписей того периода. Мы помним, что ассирийские цари опасались Мидии, которую они считали ``далекой'', хотя на самом деле она была довольно близко. В конце концов, именно Мидия в союзе с Вавилоном разрушила Ассирию.
Письмо пехлеви употреблялось кордами и до образования Парфии.
Мало того, это письмо серьезно повлияло на создание санскрита.
Условно, письмо пехлеви делится на два периода:
1. Ахаменидо парфянский - надписи на монетах.
2. Персидский язык сасанидов и перевода ``Авесты''. Этот новоперсидский
язык носит название хуз - вареш, и в нем насчитывается около
300 - 400 арамейских слов.
Современные жрецы зароастрийцев, у которых в богослужении используются книги, написанные на пехлеви, при чтении вслух заменяют слова пехлеви на собственно персидские. На языке пехлеви осталось по сей день довольно много религиозной литературы.
Это записи из ``Авесты'', которую сжег Александр Македонский, датируемые III веком до н.э.:
Динкарт - ``дела веры'', о космогонии Ядкар - Зариран.
В целом, характеризуя язык пехлеви, можно сказать следующее:
1) пехлеви - язык, с довольно простой грамматикой;Наиболее древним считается язык ``Авесты''? Это язык древних обитателей Бактрии, на этом котором записана древнейшая часть ``Авесты'' - ``Гаты''. Зенд близок ведийскому санкриту.
2) падежные окончания отсутствуют;
3) в глаголах преобладают составные формы;
4) нет отличительных форм для женского и мужского рода.
Насколько проблема народа хабири кальбу халкы, упоминаемых в XIV веке до н.э. в клинописных табличках дипломатической почты фараона Эхнатона, найденных в местечке Эль-Амарна в Египте, имеет прямое отношение к башкордам Урала и независима от кордов Месопотамии, можно доказать, цитируя ряд письменных источников, сохранившихся у башкордов до наших дней.
Первое письменное свидетельство о религиозном культе собаки у предков башкордов оставил башкордский ученый-энциклопедист Тажетдин Ялсыгул (1767-1838) в своей книге ``Тарих Нама и Булгар''.
При составлении своего труда об исторических предках башкордского народа Тажетдин Ялсыгул использовал в качестве источников семь книг различных персидских авторов. По этому поводу он писал: ``всех их я перевел на тюрки с персидского из книги ``Раузат-ас-сафа''. Нижеследующих предков я также перевел из книг ``Таварих и джавасиб'' и ``Таварих и Челяби'', которые были в забвении до появления Чингисхана''.
Для историков труд Тажетдина Ялсыгула представляет особую ценность, поскольку сам автор принадлежал к суфийскому ордену, вследствие чего оставил указание на то или иное вероисповедание каждого из указываемых им предков башкордского народа.
Тажетдин Ялсыгул сам прожил среди кордов Месопотамии более четырнадцати лет в городе Диябакыр - древняя Амеда, где непосредственно общался с духовными и религиозными наставниками кордов. На это указывает и сам автор: ``По имеющимся у нас прекрасным книгам мы удостоверили (род наших предков, примечание автора) до появления Чингисхана''. И далее: ``... Услышав много повидавших шейхов, а также натолкнувшись на записки наших предков, связал я их в этой ``Рисале'' с Адамом. Эти услышанные и записанные сообщения всем известны. Нынешние башкордские рода, племена и народ зовутся этими именами, то есть именами наших предков. Итак, все это известно и часто употребляемо.
При ознакомлении историков с трудом Тажетдина Ялсыгула, они обнаружат весьма интересный факт: соединение в единое историческое повествование иранской и библейской мифологических традиций, а именно, описания предков кордского народа, изложенного в ``Авесте'', и описания предков иудеев, описанных в Ветхом Завете. Не вызывает сомнения знание Тажетдином Ялсыгулом ``Авесты''; об этом свидетельствуют довольно точное описание генеалогического древа мифических иранских царей из первой династии Пиштатидов -Каюмарса, Хушенка, Тахмураза.
По иранским преданиям Тахмураз был первым среди людей, кто приручил собаку, и который получал разнообразные породы собак, спаривая друг с другом борзую и ищейку. Турецких путешественник Эвлея Челеби посетивший в 17 веке Башкордистан - Хешдекистан перечисляет наименования некоторых пород этих собак: ``тараш, тула, араган. Это - бан Тахмурез, который охотился с борзыми, скулящими и воющими.''
Фирдоуси в ``Шах-Наме'' также называет Тахмураза первым человеком приручившим дикую собаку.
По Тажетдину Ялсыгулу сыном Тахмураза был Кахраман - Катил, имя которого, возможно, упоминается в эпосе ``Урал-батыр''. Далее, автор писал буквально следующее: ``в известных исторических книгах нашим (башкордским, примечание автора) прародителем является его младший брат Мерван''. Указание на башкордов-иштяков оставил и турецкий путешественник Эвлея Челяби (XVII век).
По той хронологии, которую Тажетдин Ялсыгул приводит из книги ``Таварих-и ал-Хамса'' Мерван, сын Тахмураза жил ``до времен Моисея, мир ему''. Сыном Мервана назван Афляйун, воздвигший, по преданию, города Куфу, Басру, Багдад. ``Что касается Афляйуна, то до времен Джирдиса был он огнепоклонником'', как и все башкорды, иранцы и корды. ``Совершая путешествие в Бахрейн, Афляйун сдружился с Давидом и стал его сподвижником. Похоронен в Багдаде.''
Как это ни покажется читателю удивительным, но все, что писал башкордский дервиш Тажетдин Ялсыгул, подтверждается историей кордов Месопотамии. Кордское объединение гуран, проживающее в районе Керманшаха и Шахабада, придерживается религиозной доктрины секты Ахли-Хак ``люди истины''. Самое интересное в этой секте, что они являются поклонниками царя Давида. Вследствие чего в литературе их часто называют Davidittes - Давуди.
По Тажетдину Ялсыгулу, от Афляйуна родился Акратис, который принял веру святейшего Йоша, посторил Дамаск и был похоронен там. От него родился Карамуш, который в совершенстве владел магией и колдовством, а поклонялся культу быка (Га или Гамеш-Гольгамеш, кордск.) и жил в области Хабаш (``хаб'' - зерно, ``аш'' - еда, кордск.).
Последователи секты Ахли-Хак или Давуди как раз и проживают возле города Муш. От Карамуша родился Афлямун, который по Тажетдину Ялсыгулу царствовал в Крыму и Магрибе (на языке кордов ``магриб'' - как раз и означает запад).
От Афлямуна родился Кинан, от которого родился Эфратим. Во времена пророка Сулеймана (библейский Соломон) Эфратим был его сподвижником и прибыл в Иерусалим (Йер(е) Салим). От Эфратима родился Тахлаиш. По словам Тажетдина Ялсыгула: ``став разбойником и убийцей, этот Тахлаиш после пророка Сулеймана прожил 160 лет. Поклонялся Собаке. Похоронен в области Шираза. От него родился Махлаши, в начале своей жизни он был приверженцем культа собаки. Затем отошел от него и стал приверженцем пророка Ильяса. Прожил в Хорезме 160 лет''.
Ученые, знакомые с ``Тарих-и Нама и Булгар'' Тажетдина Ялсыгула, в силу своего узкого кругозора и неведения считают, что упоминание о неких предках башкордов, поклонявшихся собаке, есть просто какая-то мифическая легенда. На самом же деле, все, о чем писал Тажетдин Ялсыгул, чистейшая правда, поскольку вышеупомянутая нами кордская секта Ахли-Хак или Давудиты, как раз и являются Поклонниками Черной Собаки и почитают ее обелиск.
Вероучение секты Ахли-Хак - Давудитов или поклонников Черной собаки мало изучено вследствие того, что сами последователи этого вероучения не раскрывают посторонним людям таинства своей религии. Поэтому тот факт, что представители секты Ахли-Хак показывали какие-то свои книги башкорду Тажетдину Ялсыгулу, свидетельствует о признании шейхами этой секты родства башкордов и кордов еще в начале XIX века.
По Тажетдину Ялсыгулу, от Махлаиша родился Эмкаш, который жил и был похоронен в Хорезме. От него родился Тагланыш, который освоил Туркестан. ``Что касается его веры, то он был иудеем. Все это взято из ``Таварих-и ал Хамса'', заключает башкордский дервиш Тажетдин Ялсыгул.
Предки башкордов в эпоху Савиро-Хазарского каганата действительно исповедывали иудейскую религию. Современные же караимы, национальным языком которых является кыпсагский диалект башкордского языка, исповедуют ветхозаветный иудаизм до настоящего дня. Поэтому слова Тажетдина Ялсыгула об иудейской вере Таганыша не нуждаются в доказательствах, точно так же, как и культ Собаки. В этом нам помогут исторические записи о жизни башкордов Урала, составленные человеком, который ни по своей религии, ни по своей национальности никакого отношения к башкордам не имел. Имя этого человека Владимир Иванович Даль, который более восьми лет прожил среди башкордов, неся службу и занимаясь научной работой.
Сам того не зная, В.И.Даль в своем рассказе ``Башкирская русалка'', изданном в 1843 году в журнале ``Москвитянин'', оставил запись, имеющую непосредственное отношение к существованию у предков башкордов культа Собаки, ныне встречающемуся у кордов секты Ахли-Хак-Давуди. Вот что писал В.И.Даль: ``одна из знаменитых пещер в Башкирии - это Бельская или Шуллюгань-Таш. Ее смотрели и описывали Рычков и Лепехин. Она лежит на правом берегу Ак-Идыля, реки Белой, в 12-15 верстах от Вознесенского завода, на бывшей Ногайской дороге, на земле Бурзянской волости. Старики рассказывают о каменной, здесь находящейся собаке, окаменевшей в принятом ею образе. Замечательно, что каменная эта собака боится плети, что дождевые облака ей подвластны, и собака не может снести ста ударов плетью, она издает глухой вой, и обильный дождь окоропляет окрестность'' (см. В.И.Даль. ``Повести и рассказы''. Уфа, 1981г., с. 15-16.).
Нет ничего удивительного в том, что В.И.Даль описал воспоминания башкордских старейшин о бытовавшем у башкордов культе Собаки, способной вызвать дождь, поскольку подобный культ мог зародиться только на севере, на Урале.
Одним из инстинктов собаки, из-за которого древние предки башкордов обожествили ее, есть собачья способность предчувствовать приближение снежного бурана, который на Урале может длиться по несколько суток.
За несколько дней до бурана собака начинает валяться в снегу, выть и скулить, что не могло пройти незамеченным для древних охотников, для которых вся природа была населена добрыми и злыми духами. Именно из-за способности собаки предугадывать-предсказывать наступление бурана, она, как животное, близкое к человеку, была обожествлена и стала Символом.
Впоследствии, с уходом в VIII тысячелетии до н.э кордов-иранцев с Урала., культ Собаки был перенесен в Месопотамию и Иранское нагорье. Ученые-иранологи знают о том почтении, которое оказывают зароастрийцы Собаке.
В том, что собака была обожествлена предками башкордов в глубокой древности, есть очевидная закономерность. В то же самое время, появление подобного представления о собаке как о подательнице воды в мифологии древнего Египта, нельзя объяснить ничем, как появлением этого культа в долине Нила вместе с пришельцами из Передней Азии кордами еще в доисторический период. Суть этой проблемы заключается в том, что по древнеегипетским мифологическим представлениям звезда Сириус, находящаяся в созвездии Большого Пса, вызывает наводнения реки Нил. Как известно, вся жизнь египтян зависела именно от этих наводнений, поскольку в Египте не бывает дождей. Как писал по этому поводу И.М.Дьяконов: ``в большинстве древних языков плодородная ``земля'' - женского рода, и, соответственно, в мифе - богиня. А божество ``неба'' - мужского рода, исключение составляет Египет, не знающий оплодотворяющего дождя (здесь божество земли - мужское, а божество неба - женское)'' (см. ``Мифология древнего мира'', М., 1972 г., с. 13).
Добавим, что у башкордов ``ер'' земля, мужского рода, небо - ``хауа'' - женского рода, а ``кук'' - небосвод-скорлупа мужского рода.
Можно было бы предположить, что египтяне сами самостоятельно пришли к представлению о небесной собаке - хозяйке космических вод, если бы не то факт, что все имена древнеегипетских богов, связанных с созвездием Большого Пса, не пришли к египтянам из кордско - халдейского языка.
Сравните: Сириус (греч.) от кордск. ``са'' - собака, ``pea'' - путь, Сария - современное женское имя и у кордов, и у башкордов.
Сопедет - богиня звезды Сириус, от кордского ``са'' - собака, ``пе'' - вода, ``дет'' - дет, ``дайн'' - подательница. Почиталась Сопедет как богиня наводнений и чистой воды, а также наступающего года. ``Сал'' на языке кордов и означает календарный год.
Собек - божество крокодил, повелитель Нила. Из египетского языка этому божеству до сих пор не подобрано и не найдено этимологического объяснения, тогда как на языке кордов ``собекер'' означает пловец и это слово состоит в свою очередь из двух слов: со-бака, что означает собака-лягушка. Кордское ``со'' есть не что иное как башкордское ``[с~еук~е]'', у кордов есть и это слово.
Как видим, упоминаемый в дипломатической почте египетского фараона Аменхотепа IV (Эхнатона) народ хабири - кальбу халкы - sagassy имеет отношение как к кордам и евреям, так и к башкордам Урала, на землях которых впоследствии сложилось такое теократическое государство как Хазарский каганат.
Интересно, что Тажетдин Ялсыгул в родословной башкордского народа пишет, что от потомков иудея Тагланыша в пятом колене ``... есть основатель нашего рода - Иштяк. Иштяк стал просвещенным мужем, ходил а Каабе, принес в жертву много верблюдов, в совершенстве знал Тору и Энджиль. В знании не было ему равных''.
Имя башкордов в средние века Иштэк или Хиштек, происходит от кордского Хьш - разум. Тек - прочный, высокий, крепкий.
Подобное паломничество к святым местам, безусловно, было регулярным в эпоху Хазарского каганата V-IX веков, разговорным языком которых был башкордский, что доказывается сравнением с языком, караимов. Сами Караимы возводят свой род от первосвященника Садока (Садыка).
При царе Соломоне (Сулейман) титул первосвященства был закреплен в виде наследного права за родом Садыка. Потомки Садыка сохраняли этот титул в течении пятисот лет, до разрушения II храма. После падения Иерусалима под ударами легионеров саддокиды (они же саддуки) как бы исчезают с исторической сцены, но в VIII веке садокиды возродились к жизни в Кордистане, образовав секту караимов. Если мы подвергнем этимологическому разбору с последующим анализом имя Сулейман - Соломон, взяв за основу кордский язык, то придем к весьма интересным выводам.
На языке кордов курманджи слово Сулейман есть имя птицы удод, у башкордов имя этой птицы [h~о~h~од], у иранцев - ходход. Эту птицу легко отличить от других по ее пестрому хохолку. По Ветхому Завету царь Соломон известен как мудрый судья, на языке иранцев суд - судья - ``дад, дадрас''. А в мифологии древнего Египта судьей загробного мира для каждого человека был Тот, другое имя которого было Джехути. Священным животным бога Тота была птица Ибис, а сам Тот изображался человеком с головой птицы, у которой на голове был плоский диск, символизирующий луну. ``Тэт'' на языке кордов и означает ``плоская плита, круглый плоский камень''. В культе мертвых и в погребальном ритуале древних египтян бог Тот играл ведущую роль, поскольку в мифе об Осирисе давал приказ о его бальзамировании. Поэтому считалось, что Тот охраняет каждого покойника и ведет его в царство мертвых. ``Таут'' на языке кордов означает гроб. Как видим, совпадения более чем очевидны, но и это еще не все: в древнем Египте бог Тот, как божество астральное, отождествляется с луной. Как мы уже показали ранее, корды как и башкорды, являются родственниками скандинавов, в мифологии которых Солнце и Луна являются братом и сестрой, и имена которых Сол и Ман (Солейман).
В древности для населения Уральского региона, откуда и вышли корды и караимы и, как сейчас становится ясным, происходят скандинавы - англы, каждая перелетная птица должна была стать фетишем и объектом поклонения, что мы и наблюдаем на примерах кордского и скандинавского языков. Для башкордов, так же, как и для кордов, для караимов и скандинавов, такие птицы как журавль - ``Торна-Тор-Тора''; удод - ``[h~о~зh~од]-ходход - Солейман - Сол и Мани''; ворон - ``карга - corneille (французск.) - crow (англ.) от ``кар'' - снег (нем. Crahe) и ``крау'' - заморозки (башкордск.); гусь - ``каз'' (башкордск. и кордск.) от ``[к~оз]'' - осень; goose (англ.) от кордск. ``гож-гожэ'' -шуметь (как гусь); oie (французск.) - от башкордск. ``ойа''- гнездо гуся ([ка~з] ойяхы). Все эти птицы стали фетишами - символами тех времен года, в течении которых эти птицы обитают на Урале. (Скандинавия в Х тысячелетии до н.э. находилась под слоем льда и люди там не жили.).
Если мы снова вернемся к караимам и зададим вопрос, какая из этих двух ветвей религиозного учения в иудаизме: саддокиды-саддуки, они же караимы, или раввинизм, они же фарисеи (от башкордск. ``фараз'' и кордского ``фарасэт'' - сметливость, проницательность, рассудительность) является наиболее древней, то, естественно, более древним необходимо признать учение караимов - саддокидов. Это становится ясным при сравнении религиозной доктрины Саддокидов-саддукеев с учением раввинистов-фарисеев:
Несмотря на то, что и саддукеи, и фарисеи в своей традиции восходили к законам Моисея, две школы древнего иудаизма расходились между собой по вопросу толкования этих законов. Саддокиды - саддуки признавали принцип адекватности понимания каждой буквы Закона Моисея, в то время как фарисеи, по упоминанию Иосифа Флавия, - ``были искуснейшими толкователями закона'', которые целым рядом приемов умели придать букве закона несвойственный первоначально изложенному смысл. Саддокиды, а позднее и караимы, сохранили и исполняли беспрекословно такие законы Моисея как соблюдение левитской чистоты, все правила, регламентирующие способы забоя скота как для принесения в жертву Богу, так и для принятия в пищу.
Напрямую с вопросом о караимах связан и вопрос об арамейском языке, наиболее близким из иранских языков к которому является кордский язык.
Караимы даже после открытия-нововведения ассирийским ученым Хаюджем, продолжают придерживаться в языке древних лексико-грамматических форм и считают иврит языком общения с Богом, а не языком общения для людей.
Однако самое главное и принципиальное отличие учения саддукеев-караимов от учения фарисеев-раввинистов заключается в вопросе о воскресении человека. Сам Моисей в данных им законах ничего не говорил о воскресении человека, следовательно, буквальный смысл текста закона был всегда на стороне саддокидов и караимов. Для того, чтобы понять, насколько древним является учение саддокидов-караимов по вопросу о воскресении человека, достаточно вспомнить тот факт, что Моисей вывел евреев из Египта, куда те пришли из Палестины вместе с Иосифом, а в Палестину пришли из Ура-Халдейского вместе с Авраамом. Так вот, в самом Уре-Халдейском (Шумер) мы имеем эпос о Гильгамеше, в котором полностью отрицается воскресение человека! Две таблички из эпоса о Гильгамеше сохранились у башкордов Урала в эпосе Урал-батыр, в котором тоже воскресение человека отрицается.
Возможно, именно это религиозно-философское учение шумеров-халдеев-кордов-башкордов саддокидов-саддукеев-караимов послужило впоследствии основой для создания такого учения как Буддизм Хинаяны, поскольку доказательством этого мнения могут служить такие факты, как влияние арамейского алфавита при создании санскрита, переселение Навуходоносором в 586 году до н.э. евреев-саддокидов из Палестины в Вавилон, большая часть которых так и не вернулась с Ездрой в Израиль. Этот вопрос - куда делись десять колен Израиля?, еще ждет своего исследователя. Кстати, афганские евреи возводят себя к колену Данову.
Все знают, что в государстве Израиль парламент называется кнессет, но мало кто знает, что это слово вышло из башкордского языка. В древности кнессет носил название Bet kenesset - дом собрания, совета ``бет канассет'', от башкордского ``канаш-кэнэш'' - совет, помощь, а ``кан эс'' в языке башкордов имеет и другое значение и означает ``пить кровь''. Этот ритуал - испития крови поверженной жертвы хорошо, почти детально описан в эпосе ``Урал-батыр''. ``Бет'' - дом на языке кордов.
Для того, чтобы понять, насколько культ ветхозаветных иудеев был близок к культу кордов-езидов, мы рассмотрим библейское предание о Медном Змее.
После исхода евреев из Египта, под предводительством Моисея, они подверглись нападению ядовитых змей, от укусов которых скончалось много людей. Моисей, по указанию Йахве, создал медного змея, которого водрузил на знамя. И, как говорит Ветхий Завет ``...когда змей жалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив''. (Числа - 21.9).
Культ Змея сохранялся у ветхозаветных иудеев очень долгое время, около шестисот лет: от Моисея до царя Езекии. Об этом пишет и Библия (4-я книга царств 18.4), в которой описывается уничтожение царем Езекией ``медного змея, которого сделал Моисей, - потому что до самых тех дней сыны Израилевы и кадили ему и называли его Нехуштан''. На языке кордов (диалект курманджи) слово ``нехуаш - нэх-эш'' означает ``больной, нездоровый человек, болезнь, недуг'', что полностью соответствует библейскому, которое, в свою очередь, есть контаминация двух понятий Медного Змея и исцеление от укуса ядовитой змеи, исцеление от смерти и болезни.
Но самое удивительное то, что культ Змея, если и исчез у евреев, то это совсем не означает, что его культ исчез у кордов-езидов, которые до нашего времени поклоняются змее белого цвета по имени Шахмер. Шахмер является царем змей, как белый дракон, помогающий человеку, в башкордской мифологии. Интересно, что правоверные корды-езиды не употребляют в разговорной речи фонемы Ш (что связано с религиозным верованием), вследствие чего имя царя змей Шахмер произносится как Ахмер. Топоним Ахмер широко распространен и в Башкордистане, и в одном только Баймакском районе их около трех. ``Зийа'' на языке кордов означает ``дракон, змей'', а слово ``зийарат'' - ``богомолье, святые места''. У башкордов ``зийарат'' - это ``кладбище'' или ``могила предков''. Вполне возможно, что слово ``Сион'' или Zion имеет свое происхождение от корня ``зий - змей'', это вполне допустимо, если вспомнить, что племя Бахтияр, ныне обитающее в районах Загроса (Кордистан) и причисляющее себя к кордам, переселилось туда в Х веке из Сирии. К тому же некоторые племена Лурестана и Хузестана имеют смешанное ирано-семитское происхождение, например, лурское племя Гавмиш.
Другой культ кордов-езидов также зафиксирован в мифологических преданиях башкордов Урала. Это вызывания через воду духа потустороннего мира, который открывает людям будущее через шейха или пира. Этот ритуал у кордов-езидов сохранился до наших дней, а у башкордов описан в предании ``Кузы-Курпэс менэн Маянhылыу'', в котором описывается добрая волшебница Мэскэй, она видит будущее на особой доске (таз с водой). А прислуживает ей Собака огромной величины по имени Чалтук, из шерсти которой по приказу Мэскэй сыпется белая пшеница. ``Чалтук'' на языке кордов означает ``неочищенный рис''.
Как мы видим, культ Собаки присутствует и здесь, вследствие чего и встает вопрос: а где, в каком географическом районе вообще впервые была приручена человеком дикая собака? По этому поводу весьма определенно высказался археолог Г.Н.Матюшин:
Кости собаки найдены на стоянке Иерихон в слое седьмого тысячелетия до нашей эры. Но некоторые исследователи считают, что это кости не собаки .а шакала. Хромосомный набор собаки и шакала настолько различен, что собака не могла произойти от шакала, как это предполагали некоторые ученые. Предки собаки пока точно не известны. Вполне вероятно, что их следует искать где-то на севере. Вспомним, что кости домашних собак найдены в позднепалеолитических стоянках Сибири (погребение собак на стоянке Усть-Белая на Ангаре) и Европе. Исследования показали, что современная собака ближе к мезолитической собаке собаке Севера, нежели к шакалу юга.(см. Г.Н.Матюшин, 1972 г., с. 229). Само имя башкордского рода ``Борзен - Борйэн'' означает ``душа - дух волка''. Отсюда и чеченское название волка - борз, отсюда и немецко-бургунское имя овчарки Berger - Берже.