next up previous contents
Next: Системы сетевых адресов Up: Работа Internet: организацияструктура, Previous: Уровни работы сети Internet

Создание сети с человеческим лицом

Итак, мы имеем возможность передавать информацию между различными точками в сети. Вот теперь мы можем начать работать над созданием дружественного интерфейса Internet, позаботиться об удобстве пользователя. Для этого мы напишем программное обеспечение, которое будет понимать язык команд, выдавать сообщения об ошибках, подсказки, использовать для адресации сетевых компьютеров при общении с пользователем имена, а не числа и т.д. В модели ISO/OSI на это работают уровни выше транспортного, т.е. сеансовый, представления данных и прикладной. Вся эта деятельность направлена на повышение уровня удобства работы в сети, на создание систем, позволяющих пользоваться предоставляемыми возможностями обычному человеку.

Ведь большинство пользователей совсем не волнует ни наличие надёжной передачи данных между машинами, ни пропускная способность линий или тонкости и особенности используемой технологии, ни даже экзотичность этой технологии. Они хотят использовать этот битовый поток для дела, как то: переслать файл, добраться до каких-то данных или просто поиграть в игру.

Приложения -- это прикладное программное обеспечение. Их создают на основе сервиса транспортного уровня, т.е. на основе сервиса TCP или UDP. Приложения позволяют пользователю достаточно просто справиться с возникшей задачей, не погружаясь в пучину технической информации о конкретной сети, о протоколах и т.д.

Прикладное обеспечение разнится очень сильно. Приложения могут быть от самодельной программы до патентованных продуктов, поставляемых различными фирмами (DEC, Microsoft и т.п.). Существует некий набор ``стандартных'', точнее наиболее популярных, Internet-приложений: удалённый доступ, передача файлов, электронная почта (e-mail), WWW; наряду с ними используются другие широко распространённые ``нестандартные''.

Предоставление услуг в Internet построено по схеме ``клиент -- сервер'', т.е. оно осуществляется совместной работой двух процессов: на компьютере пользователя и на компьютере-сервере. Процесс на компьютере пользователя называется клиентом, а на компьютере-сервере -- сервером. Клиент и сервер являются, по сути, частями одной программы, взаимодействующие через сеть по виртуальному каналу или посредством дейтаграмм. Клиент по командам пользователя даёт указания серверу. Сервер слушает указания клиента и выполняет соответствующие действия, например, пересылает клиенту файл.

Для предоставления услуги в этой схеме совершенно необходимо наличие двух этих модулей -- клиента и сервера, и их одновременная согласованная работа.

Взаимодействие клиента и сервера описывается соответствующими стандартными протоколами, поэтому клиент и сервер могут быть выпущены совершенно разными производителями и работать на разнородных компьютерах. Поэтому же существует небольшая проблема нестандартности интерфейса клиента непосредственно с пользователем. Это взаимодействие может иметь совершенно различную форму: командную, ``менюшную'' и т.д. Системы команд, тем более системы меню, могут различаться. Но от этого сами возможности не изменяются, поскольку клиент и сервер всегда взаимодействуют одинаково -- согласно протоколу. Об этом следует помнить при чтении руководств пользователя.

Повторяем: системы меню, команды, сообщения могут слегка отличаться, но смысл их будет везде одинаков. Даже если они совсем разные, не стоит волноваться. Большинство приложений имеет разумную систему подсказок и описание набора команд, где вы детально и конкретно сможете разузнать всё, что вам понадобится.


next up previous contents
Next: Системы сетевых адресов Up: Работа Internet: организацияструктура, Previous: Уровни работы сети Internet


Urazmetov@mx.ihep.su