О бюджете Республики

Ринат Гатауллин: ``Бюджет Республики Башкортостан на 1999 год формируется в условиях резкого ухудшения финансово-экономических отношений''.

1998 год обозначен продолжением спада в промышленности, небывалой засухой в последние десять лет. В результате, как ожидается, в 1998 году объем промышленного производства к предыдущему году составит 97,2%, продукции сельского хозяйства --- 76%, валового регионального продукта --- 95,4%. Тенденция углубления кризиса просматривается и на 1999 год, что обусловливает абсолютное сокращение бюджета. Так, доходы консолидированного бюджета на 1999 год предусматриваются в 11740 млн. руб. против уточненного бюджета на 1998 год в размере 12820,2 млн. руб. или 91,57%. Как ожидается, внебюджетная нагрузка на 1999 год сложится несколько выше, чем фактически складывается за отчетный год (19,36% против 18,98%). Все же эта цифра намного ниже утвержденного бюджета на 1998 год, когда отношение величины консолидированного бюджета к валовому региональному продукту составило 22,36%.

Чуть выше уточненного бюджета на 1998 год предусмотрены расходы на народное хозяйство (112,39%). Значительно выше запланировано расходов на транспорт, дорожное строительство и связь (121,1%). Среди отраслей социально-культурных услуг наиболее высокие темпы роста характерны для отрасли культура и искусство (129,8%). Меньше нынешнего уровня ожидаются расходы на охрану окружающей среды, сельское хозяйство, образование, средства массовой информации, здравоохранение и социальную политику.

В этих условиях центр тяжести в рассмотрении бюджета со стороны депутатов, на мой взгляд, должен переместиться в направлении определения целесообразности многих видов бюджетных затрат. Так, противоречит существующему законодательству финансирование второго высшего образования за счет бюджета, что имеет место в Академии управления.

В республике напрямую и скрытно финансируется за счет бюджета ряд общественных движений. Так, некоторые партии имеют офисы в здании Государственного Собрания и не платят за аренду. Требует уточнения статус и исполкома Всемирного Курултая башкир, Татарского общественного центра и т.д. Если это общественные организации, то мы не вправе их финансировать.

Все виды необоснованных расходов должны быть выявлены в ходе обсуждения бюджета в комитетах и перераспределены в пользу насущных затрат в социальной сфере.

Требует обоснования предельный размер внешних заимствований Республики Башкортостан в сумме 200 млн.$ США. В настоящее время неясно как будут использоваться указанные средства, сможем ли мы указанные средства вернуть.

Вызывает сомнение целесообразность поручения Кабинету Министров продолжить в процессе исполнения республиканского бюджета и внебюджетных фондов применения инструментов неденежного финансирования бюджетных обязательств, т.к. соответствующего решения о переходе на неденежное финансирование бюджетных затрат Государственным Собранием не было принято (ст.24 проекта).

В основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Башкортостан на 1999 год одним из его составляющих назван переход на казначейское исполнение республиканского бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов. В связи с этим вызывает сомнение целесообразность установления, что обслуживание счетов республиканского бюджета и внебюджетных фондов, консолидированных в республиканском бюджете, производится РИКБ ``Башкредитбанк''.


Номер подписан к печати 26 ноября 1998 года.

<vmeste@hotmail.com>