Жалоба Аринина. ЦИК России 11 июня 1998г.

В разделе ``Разное'' рассмотрена жалоба А.Аринина в связи с президентскими выборами в Башкирии.

Башкирский избирком сначала отказал Аринину в регистрации, но потом по решению Верховного Суда России вынужден был зарегистрировать его, а на следующий день снова отменил регистрацию, уже под новым предлогом. Аринин просил ЦИК отменить решение избиркома республики. У рабочей группы во главе и Е.Ищенко было другое предложение: вернуть вопрос на рассмотрение башизбиркома с участием рабочей группы ЦИК. Председатель А.Иванченко удивился, почему кандидат не последовал рекомендации обратиться в Верховный Суд Башкирии (возможно, Аринин просто учел саратовский опыт --- см. заметку от 3 апреля). Член ЦИК А.Белобородов довольно резко заявил, что не намерен ``терять лицо'' и потворствовать вопиющим безобразиям башкирских властей. А.Вешняков и А.Иванченко согласились, что решение башизбиркома сомнительно: вменяемые Аринину нарушения (агитация до регистрации, несоблюдение порядка финансирования), видимо, допускались и другими кандидатами, которые, тем не менее, зарегистрированы и продолжают кампанию. Е.И.Колюшин (КПРФ) поддержал Белобородова и сказал, что сомнения должны трактоваться в пользу заявителя. Единственным, кто полностью встал на сторону Башизбиркома, стал Р.Т.Биктагиров (Татарстан), заявивший, что все решения комиссии были основаны на конкретных фактах, хотя, возможно, не вполне правильно оформлены. О.Н.Волкова поддержала Белобородова и Колюшина. Далее вступили в дело процедурные тонкости. На вопрос А.Иванченко какое из решений должно быть проголосовано первым, Е.Ищенко ответил: о передаче вопроса в республиканский избирком. За это проголосовало 5 человек из 10 присутствующих (в т.ч. Иванченко, Вешняков, Фомичев, Биктагиров), после чего Вешняков напомнил, что при равенстве голосов голос председателя является решающим, а следовательно решение принято. Единственное, на чем настоял Белобородов --- спросить и отразить в протоколе ``кто против'' и ``кто воздержался''. Против были трое (в том числе Белобородов и Колюшин), воздержались двое (в том числе Волкова). Как голосовали Ситник, Тур и Ищенко, разглядеть не удалось. На голосовании по второму предложению настаивать никто не стал. Аринин, на шансах которого вернуться в число кандидатов таким решением (за три дня до выборов) был поставлен крест, потребовал лишь одного: чтобы в протокол было занесено его утверждение, что никаких ``мертвых душ'', о которых говорил Биктагиров, в его подписных листах не было.

Между прочим, нормы Регламента ЦИК о равенстве голосов звучат так:

Решения Комиссии (...) принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов Комиссии.
(ст.39);

При подведении итогов открытого голосования в случае равенства голосов ``за'' и ``против'' голос Председателя Комиссии, а в его отсутствие --- заместителя Председателя Комиссии, является решающим
(ст.38).
В данном же случае имело место не равенство голосов ``за'' и ``против'', а равенство голосов ``за'' и ``против+воздержались''. Конечно, с точки зрения логики, 5:3 --- убедительнее, чем 5:5, но при буквальном толковании норм Регламента получается как раз наоборот. И при желании, кандидат мог бы попробовать, опираясь на эту ``дырочку'' в Регламенте, добиться через Верховный Суд повторного голосования в ЦИКе по его делу. Кстати, в новой редакции Регламента, принятой за основу 26 мая, эти нормы остались без изменений.


Читайте оригинал на страничке Хроники Центризбиркома.