Культ коня у башкордов

Если еще и можно спорить о том, где впервые была приручена дикая собака, то вопрос о том, где впервые была приручена дикая лошадь, можно считать решенным благодаря археологическим раскопкам, проведенным на Южном Урале. Касаясь именно этого вопроса, археолог Г.М.Матюшин писал еще в 1972 году:

``Поселение Давлеканово в неолитическом слое содержит кости домашних животных животных, лошади, крупного рогатого скота. Кости крупного и мелкого рогатого скота найдены вместе с костями лошади, лося, северного оленя и косули на неолитических поселениях Южного Урала, на озерах Суртанды (на всех поселениях), Банное, Узункуль, Карабалакты.

Итак, в неолите Южного Урала были почти все виды домашних животных, крупный и мелкий рогатый скот, не было только свиньи. Она появилась здесь во втором тысячелетии до н.э.

Больше всего костей лошади (Подчеркнуто автором). На некоторых памятниках Южного Урала больше половины всех костей - кости лошади. На отдельных памятниках их число составляет приблизительно 80-90% всех костей.

Что касается лошади, то она на Ближнем Востоке и в Средней Азии появляется очень поздно - в эпоху бронзы (около середины второго тысячелетия до н.э.). На Южном Урале она известна намного раньше - в неолите. На стоянках Давлеканово, Мурат, Карабалыкты VII, Суртанды VI, Суртанды VII, кости лошади найдены в значительном количестве. Позднее, в эпоху энеолита, в памятниках ямной культуры Южного Приуралья и Поволжья кости домашней лошади составляют 80% всех костных останков. Дикие предки лошади почти не сохранились до нашего времени. Но в Каповой пещере наряду с мамонтом и носорогом нарисована и лошадь. Видимо палеолитическим охотникам Южного Урала она была хорошо известна. Вероятно, и в мезолите она продолжала еще обитать на Южном Урале, а может быть и была одомашнена здесь. (Г.Н.Матюшин, У колыбели истории, 1972 г., с. 229 - 230).

То, что дикая лошадь была в глубокой древности приручена человеком именно на территории Южного Урала, доказывается не только археологическими раскопками и находками, но также и мифологией башкордского народа. При изучении культа коня в башкордской мифологии и этимологический анализ его имен достаточно ясно показывает, что предки башкордов были одними из первых народов, приручивших дикую лошадь.

По древнебашкордским мифологическим представлениям кони пришли к людям из озера, которое и до настоящего времени называется Йылкы сыккан куль (``озеро, из которого вышли лошади''). Это озеро находится в трех километрах от пещеры Шульган-таш (Капова пещера), в которой и сохранился наскальный рисунок лошади позднего палеолита.

Для древних башкордов культ лошади был настолько тесно связан с водой, что даже первый конь носил имя Акбузат - ``Ледовый конь''. Он был получен Хаубеном в подарок от дочери падишаха-водной стихии. Акбузат поднялся к Хаубену и ко всем башкордам из под воды, со дна озера и вывел вместе с собой табуны лошадей.

Доказательством того, что именно башкордское мифологическое представление о связи коня с водной стихией первоначально зародилось на Урале и только на рубеже II тысячелетия до н.э. вместе с кордами и белуджами (ариями) проникло в Северную Индию, где и были запечатлены в гимнах ``Риг-Веды'', служат находки костей одомашненной лошади уже в эпоху энеолита на Урале и отсутствие таких находок на территории Индии, Ирана, Средней Азии до II тысячилетия до н.э..

Этимологический анализ кордского имени коня asp -асп показывает, что само это слово состоит из двух корней и означает буквально ``восставшие воды'' ас-пе. Асу-су - ``злой'' на языке башкордов и кордов, а слова ``пел'', пи'ав - хур-па означает понятие ``водный''.

Понятие о связи коня с водой родилось у башкордов из-за того, что при тяжелой работе или после продолжительной скачки кони покрываются пенистым потом. Способность коня скакать, отрываясь от земли, была истолкована древними башкордами как обладание им скрытой до времени способностью возноситься в небеса как гуси, которые прежде чем взлететь на воздух или приземлиться после полета, бегут по поверхности земли и воде, размахивая крыльями. Поскольку в эпоху палеолита, мезолита все понятия в мышлении человека были текуче - расплывчатыми и легко переходили одно в другое по ассоциации как следствие неразвитости языка, когда одно слово означает несколько понятий, так и вследствие анимистического, фетишистского уровня сознания древнего человека, то и конь был назван пеказ.

[~Ка~з] - гусь на языке башкордов и кордов. Нет нужды объяснять подробно, что имя небесного крылатого коня Пегас (ПЕ-КАЗ) в греческой мифологии вышло из башкордского языка. Это доказывает и археология, и этимологический анализ слова Пеказ. Более того, в то историческое время, когда предки башкордов приручили лошадь и ездили верхом, те, кого сейчас называют греки по уровню своего мышления, находились на уровне дикарей. Это видно на примере из самой ``греческой'' мифологии, где ясно и четко показано, как мудрый Кентавр обучал греков-дикарей уму-разуму. Миксантропизм этих кентавров означает, что когда греки увидели предков скифов-савроматов-сарматов на лошадях, их мышление находилось на уровне растительного и животного анимизма, вследствие чего эти дикари - греки отождествили всадника и коня в одно человекоподобное существо. Нечто подобное произошло и в мышлении индейцев-ацтеков, находившимися на более высоком культурном уровне, чем эти дикари-греки. Когда индейцы ацтеки, имевшие города и выращивавшие потат, помидор, подсолнух и т.д., впервые увидели испанцев верхом на лошадях, то их первое впечатление было, что конь и всадник это единое существо.

Судите сами на этом примере, какими дикарями были эти греки в эпоху, когда предки современных башкордов уже ездили верхом на лошадях.

Этимолого-семасиологический разбор и анализ слова кентавр показывает, что дикари-греки встретили именно предков башкордов.

Кэн - ``хохот'' на языке кордов, а таври - тэwрэ - определительное местоимение (которое ставится при именах мужского рода для образования превосходной степени) - ``самый, самое, самая''. Эти два слова, взятые вместе: кентаври - означают ``самый громкий хохот'', которым лошадь и отличается от других домашних животных в тот момент, когда ржет.

Английское наименование коня horse напрямую восходит к ``АВЕСТЕ'', где термином xwarr - хвар древние башкорды называли Солнце - Хары - Хара. Более того, мифологическим родоначальником одного из англосакских племен был - Харсы. И Авестийское hwar, и hara - из ``Риг-Вед'', восходят к башкордскому слову Хары - ``желтый, желтая, желтое''. Английское имя коня horse как раз и является одним из многих доказательств происхождения англичан от башкордов рода канглы. Древнекордское, авестийское Hwarr - ``Солнце'' трактуется как обозначение божественного огня, его земной материальной эманацией. От этого имени произошел древне-башкордский, дахо-массагетский термин фарр - ``блеск, сияние''. Это слово представлено в таких современных башкордских именах как Ягафар, Саит-Ягафар, Гафар и др.

Древние башкорды и корды считали, что земным воплощением солнечного блеска является овца или баран, называемый по-башкордски [hары~к]. Изображение ``барана'' - [т~ек~е] и ``овцы'' - [hары~к] довольно широко распространено в сарматской керамике. Эта символика известна по более древней луристанской бронзе, где корона, украшенная бараньими рогами означает обладание ее владельцем божественного hwar - ``фара''. Представление о связи Солнца с овцой и лошадью зародилось у людей в древности из-за того, что и овцы, и лошади дают приплод весной, когда увеличивается активность Солнца. У башкордов слово [б~ер~ес] - ``ягненок'', у кордов бер - ``плод'', у чеченов бер - ``ребенок''.

Основатель Сасанидской династии шахов в Иране сын Сасана ([с~ес~ен] - ``мудрец'', башкордск.), великий Ардашир, спасся, по иранским преданиям от погони, посланной Артаваном (Артабан), благодаря тому, что божественный Фарр в образе барана-[т~ек~е] воссел на крупного коня.

Все знают, что туркменского скакуна зовут Ахьлтекэ - Ахалтекинец, на мало кто знает, что это имя произошло из башкордского слова Акыл - ``умный'' и [т~ек~е] - ``баран''. Башкордское слово хурпа - дословный перевод с древнекордско-авестийского ``солнечная (горячая) вода'', па - ``доля''. Кстати, и слово харизма - ``благодать'' происходит от башкордско-авестийского хар'' (основа настоящего времени хо, основа прошедшего времени xwar), означающего по-кордски ``есть, кушать, питаться''. Горячий бульон был назван башкордами хурпа.

Карта распространения с Иранского нагорья (вблизи Джармо) окультуренных злаковых, прирученных коз и баранов. Сверху нарисовано распространение прирученных лошадей.

Археологи (в частности Матюшин) приходят к выводу, что впервые дикая лошадь была приручена древним человеком на территории Южного Урала, об этом свидетельствуют многочисленные останки лошадей вместе с псалиями в одних и тех же могильниках.