Ибн-Фадлан о бажнаках и башкордском городе Х века

Арабский посол и проповедник ислама Ибн-Фадлан во время своего путешествия, совершенного в Х веке к башкордам рода Булгар, ясно и четко написал, что бажнаки живут на территории, башкордов. Вот его слова: N12 ``Мы двинулись с этих мест и дошли до реки Бугтади (Бугтэди). Реку перешли на плотах. Здесь встретились впервые с башкордами. Потом пришли к реке Жом. Перешли следующие большие реки Жахмым, Азал, Ардан, Арыш, Ахты, Мана или Бана. Потом около большой воды встретили живущих там бажнаков (печенегов - прим. автора).

N 13 Бажняки, лицом черные - темные, бороды бреют, по сравнению с народом Гузии - бедные. В Гузии некоторые люди держат по 100 тысяч голов овец.

N 14 От баджнаков ушли и пришли к реке Жанех (Яик). Эта река была сама большая и течение сильное, что мы видели до сих пор. Потом мы видели следующие реки: Жаха, Бажак, Сэмур (наверно, [hа~кмар]), Кибал (наверно, Кибал), Кибак, Сух (наверно, Сук). После этого мы пришли к городу ([Ш~еh~ер]) башкордских племен''.

При изучении культа быка у башкордов необходимо подчеркнуть, что само представление древних людей о некоем лабиринте родилось по аналогии с охотой зимой, когда диких зверей на Севере, на Урале, на Кавказе, выслеживали по отпечаткам их лап на снегу. Как писала в свое время ученый-египтолог М.Э.Матье: ``По представлению египтян, в имени заключена часть сущности человека или божества. Знание имени кого-либо отдает его во власть узнавшего имя. Уничтожение имени на гробнице, храмовой надписи ит.п. влечет за собой гибель души данного человека на том свете (см. Матье, 1930, с. 33).

Если люди в древности с таким почтением относились к именам (звукам), то что говорить о том, какие ассоциации у них возникали при охоте зимой, когда именно следы, отпечатанные на снегу приводили (и приводят) охотника к логову зверя. Как слово при его произношении протягивается к уху другого человека [hу~з], [hу~зыла], так и след человека, зверя, предмета сохраняется у людей в памяти - [э~з] -[и~ст~е], и показывает на форму и качество его оставившего -stea - tape. Действительно, отпечаток ботинка пятилетнего ребенка на снегу легко отличим от отпечатка ботинка взрослого человека по его, размерам. Вместе с этим, собака охотника, преследуя волка по его следам, не переходит на следы других животных при их пересечении. Это натолкнуло людей в древности к мысли, что каждый след, пусть даже в невидимой ``духовной'' сфере, продолжает действовать, не меняясь в своей собственной личностной ипостаси, так как любой предмет в эпоху палеолита наделялся качествами живого человека и являлся фетишем.

В башкордском и кордском языках ``след'' - это [э~з] - [и~с], отсюда и чеченское - ``Он''- иза и английское is, а также русское - из (него). У хищных животных на ногах -когти, а у жвачных -копыта. Слово ``копыто'' на языке кордов звучит - сьм, а у башкордов исем означает ``имя'', так как по следам охотник и узнает имя зверя. Слово ``копыто'' у башкордов [тоя~к]. У чеченов - ингушей слово tiexk - ``кость'', в то время как ``копыто'' у чеченов называется барг, а у башкордов слово бар несет в себе два понятия: ``есть, быть'' и ``идти'' одновременно.

Любой след, отпечаток на снегу, уже есть некий отдельный предмет - [н~ем~е], как говорят башкорды. У англичан и немцев башкордское слово [н~ем~е] или name означает имя кого или чего-либо. Например, my name is Jonh - ``меня зовут Джон''. Но на башкордском языке эта фраза будет переведена как ``моя вещь (след) Джона'' или ``Джона след моя вещь''. Именно так или приблизительно так строится предложение в ряде палеоазиатских языков. Если мы переведем это предложение как ``Джоном зовут меня'', то мы переносимся на другую историческую ступень развития человеческого мышления и языка, поскольку в языках эргативного типа подлежащее ``ставится при переходном глаголе в косвенном падеже самого деятеля. В языках эргативного типа имя человека выступает не частью самого человека, а неким третьим лицом по отношению к человеку. Как писал И.И.Мещанинов: ``... нормы сознания отмечают или того, кому принадлежит данное действие или того, кем оно выполняется'' (см. И.И.Мещанинов ``Проблемы развития языка'' Л.,1975 г., с. 180).

При переводе вышеуказанного предложения дословно на русский или башкордский язык выводится неестественная конструкция, не соответствующая правилам построения предложений в этих двух языках, и это не удивительно, поскольку и башкордский, и русский принадлежат (стали) к языкам номинативного типа. Например, в башкордском языке мы говорим ``меня зовут Ташбулат'' - [мине~н] исемем Ташбулат, но, Ташбулат тип мине атайзар, Ташбулат (кеуек) минем исемем.

С точки зрения грамматики языков номинативного (индоевропейского) типа вышеизложенные конструкции из башкордского языка представляют стадиальный архаизм, но на примере английского языка (``Мое имя - это Джон'', my name is Jonh) мы видим, что эти ``пост-эргативные'' конструкции сохранились. Но они переосмыслены или переосмысляются и наделяются новым смысловым содержанием при их переводе на другой язык. Нет необходимости доказывать, что подобное бессознательное переосмысление слов имело место, поскольку 40 миллионов кордов и 50 миллионов иранцев, как и башкорды, словом [н~ем~е] обозначают понятие - ``вещь''.

При рассмотрении мифологии острова Крит нельзя обойти молчанием и главный символ Критского Зевса - Лабрис. Слово Лабрис исконно кордского происхождения и означает - Льб ``часть'' (чего-либо); ``частица'', в данном случае - след, и рьс - pec - ``знать какой-либо условный знак'' (диалект курманджи). Одновременно с этим значением слово -рьс, рес, рьстьн означает ``прясть'', ``процесс прядения'', а также имеет значение в смысле ``широкая, длинная лента''. Действительно, следы быка при его ходьбе, отпечатавшись на снегу или на земле кажутся ``широкой лентой'', которая ``вьется'' - рьст куда-то и в каждом ``отпечатке'' - из остается ``частица'' - льб того, кому они принадлежат. Кордское рьс происходит от более древнебашкордских слов - уреу - уралыу - [й~ор~оу], где корнем служит ведийское -- ар (аг) - ``двигаться'', отсюда и русское - рыскать.

И древние шумеры, и древние египтяне пахали землю при помощи быков, которые на вспаханной почве оставляют свой характерный для парнокопытных животных раздвоенный след, по облику которого и был создан главный символ критского Зевса - Лабрис - ``двойной топор''. Зевс почитался в древности как бог-громовержец. И если мы скажем на языке кордов - ``он - молния'', то получим Ле-бьруск (диалект курманджи), поскольку в кордском языке Ле - это местоимение третьего лица мужского и женского родов, точно так же, как у башкордов - ул, и у французов - il, leur, loi. В немецком языке слово Brand - ``пожар''; в английском bright - ``яркий, блестящий'', в башкордском языке слово [б~ереу] означает ``ударять'', что гром и молния делают на небе во время дождя летом. В отличии от снега зимой, дождевая вода летом под действием тепла превращается в пар или туман, хорошо видимый людям при закате солнца. Земля становится сырой или, как говорят башкорды ер дым тарта, дым ер, а в так называемой древнегреческой мифологии Деметра, ``богиня сырой плодородной земли'' является супругой бога Зевса. Нет необходимости пояснять, что и имя - Деметра и Дымиттрэ вышло из языка башкордов.

Главное различие между древней мифологией острова Крит, которая своим рождением обязана переселенцам из Малой Азии - хурритам и куретам и более поздней, заимствованной греческой мифологией, заключается в том, что шумерская мифология, послужившая основой критской, зародилась на Урале, где у башкордов до сих пор небо - Хауа - это женщина, а земля Ер - это мужчина - Ир, и соответственно, у шумеров - Инана - ``Владычица небес'', Иргал - башкордский Иргаель - ``Владыка подземного царства''. У древних египтян Нут - ``небо'' от кордско-иранского нотфий - ``капля, семя, сперма, икра'' и Кеб, башкордск. Каб, и Ак-ер - ``Земля''.

Такое представление о Небе как ``женщине'' и Земле как ``мужчине'' характерно для мышления человека эпохи палеолита, когда основным источником существования является охота. Но как только древний человек стал осваивать основы земледелия, что, как свидетельствует археология, началось первоначально в районе Загроса (Кордистан) около VIII тысячелетия до н.э., наступила эпоха переосмысления этих двух понятий в противоположном направлении: Земля - это ``женщина'', а Небо - ``мужчина'', и эта эпоха длилась несколько тысяч лет, породив героический эпос. Матриархат сменился патриархатом, и верховную роль в мифологии начали играть боги мужского рода, как, например, Деус у хурритов (чеченов), аналогичного башкордскому [Т~еу] - [у~зе] - Сам Первый. Отсюда и ``Теософия''.

Этот исторический процесс, в котором мышление человека перешло от фетишизма к единобожию, завершается рождением монотеизма где-то около XIV - Х веков до н.э., одним словом тогда, когда этих глупых греков, от которых так любят начинать свою псевдоисторию, эти индо (да еще) европейцы, в истории и в помине не было.

Эти греки, известные в истории начиная с VI века, пришли, по сути дела, на все готовое: все верховные боги древних греков были созданы и являлись объектами культового поклонения у хурритов (чеченов) и других народов Малой Азии. Земледелие, в его классической для древнего мира форме, уже было у шумеров. Металл научились добывать куреты и корибанты - служители Кибелы, матери Богов.

Башкордская мифология потому и является более древней по отношению к мифологической системам Шумера, Аккада, древнего Египта, острова Крит, поскольку застыла, остановилась в своем развитии на стадии героического эпоса, на стадии перехода человеческого мышления ``от хтонизма к героизму'' - по А.Ф.Лосеву (М. 1957 г., с. 16). Вот именно по этой исторически объективной причине Урал, в башкордской мифологии, не убивает быка, как Гильгамеш в шумерском (кордском) предании; как Тезей в хурритском или критском мифе, поскольку мышление человека эпохи мезолита, энеолита, эпохи ранней бронзы не знает ``индивидуальной смерти'', (как, впрочем, не знает и сейчас).

Основная причина, по которой миф об Урале у башкордов застыл на стадии героического эпоса, заключается в тех новых историко-экономически - социальных явлениях, которые мифологию любого народа в любой точке земного шара из культа и обряда превращают в предания и эпос. Смена матриархата на патриархат, развитие земледелия и скотоводства, расслаивают, а затем дробят и разрушают родовую общину, основной идеологией, основой существования которой является миф. Как только человек переходит от собирательства и охоты к производственному типу хозяйствования (земледелие, скотоводство, ткачество, металлургия), то старая родовая идеология - Миф, перестает соответствовать действительности и отвечать потребностям человека и нового общества ``город-государство'' (Аркаим у древних башкордов). Возможно, эти и другие причины стали причиной войны между новым и старым мышлением в древнем сообществе башкордов и в конце концов часть их - корды, ушли в Месопотамию. История знает примеры подобного упадка и даже исчезновения древних цивилизаций. Например, индейцы майя вообще покинули созданные ими города и ушли жить в джунгли задолго до того, как появились на исторической сцене ацтеки. И главная причина этого заключается в том, что древний человек родовой общины приходит к умозаключению, что его родовой бог, у башкордов - Урал, умер.

Естественно, не всякая родовая община доходит до понимания, что к новым условиям жизни старая мифология не подходит, поскольку не всякая родовая община в одно для всех историческое время научилась добывать металл, приручила диких животных - лошадь, козу, овцу, рогатый скот, кошку, собаку, петуха и курицу и т.д. Не всякая родовая община людей в древности подошла к мысли ``наш бог умер'', что легко проверить, поскольку с признанием смерти родового бога наступает весьма интересный и важный этап в истории развития человеческого мышления. Древний человек при констатации смерти своего родового бога с удивлением обнаружил, что жизнь на земле не прекратилась: так же всходит солнце, так же наступает зима и т.д. Следовательно, как считал древний человек, а впрочем, как считает и человек современный, существует некая невидимая Первопричина этого мира и всего космоса, но имя его скрыто от человека. Поскольку имя древнего родового бога, с которым к нему обращались, умерло вместе с самим богом, то и в обращении к богу новому, но неведомому, башкорды и корды стали употреблять местоимение III лица, которое, по словам Д.Киекбаева ``... по своему значению указывает на лицо, которое с точки зрения говорящего (или говорящих) отсутствует в ситуации и находится в отдаленности. Другими словами, говорящий его не видит, хотя 3-е лицо является ему известным.'' (см. Д.Г.Киекбаев, Уфа, 1996 г., с. 225).

В башкордском языке местоимение 3-го лица (обоих родов) передается словом - ул; в кордском - ле, а в Шумере словом - лу (башкордск. - олу - оло - старый человек, англ. - old) назывался царь. Башкордское слово - [~еw~еne] (awilu) - ``прежний'' в аккадском царстве, пришедшее на смену первым династиям Шумера, назывался человек жреческого или царского ранга. Именно в Аккаде-Агаде-Агиде (XXIV - XXII вв. до н. эры) мы встречаем башкордское местоимение III лица, как имя бога Ил - иш - мене (``он меня услышал - ``ул ишетте мине'', башкордск.); Иш - ме - Энлиль ``услышал Энлиль''. Или - камиль ``мой бог милостив'' - ул камиллы (башк. яз), или - бани ``бог -мои создатель''. У башкордов Хаубен - ``творец суши'', а слово авлия у башкордов означает ``святой''.

Одновременно с этим особое значение приобретает указательное местоимение III лица, поскольку весь мир, все явления природы начали восприниматься как происходящие от единого бога, от него, или как говорят башкорды - У - нан. На языке шумеров башкордское указательное местоимение стало именем самой главной богини Инанны, что и не удивительно, поскольку именно корды, отделившиеся в VI тысячелетии до нашей эры от башкордов Урала через Hvarrazim вышли на Иранское нагорье, а затем, перевалив через горы Загроса, спустились в дельты рек Тигр и Евфрат, создав государство Шумер, основой экономического строя которого являлось земледелие и яйляуное скотоводство.

Интересно отметить, что первое смысловое понятие местоимения III лица - ул, как местоимения женского рода мы первоначально встречаем в абхазском языке, в котором слово ла является краткой формой женского местоимения III лица - лара, а затем подобные местоимения III лица женского рода мы находим и во французском языке - ella, la.

Безусловно, поскольку первоначально подобное осмысление местоимения - ул именно как местоимения женского рода произошло в абхазском языке, так как в нем, в отличии от французского языка сохранился эргативный падеж.

В шумерской мифологии образ богини Инанны тесно связан с небесным быком бога Ану (Анын), которого убил Гильгамеш ( у башкордов победил и приручил Урал).

А в Испанию - древнюю Иберию, культ быка - Торо, его культово-магическое заклание - корриду, пришел вместе с басками, а не с испанцами, как ошибочно считают некоторые обыватели. Язык басков тем и отличается от языков народов, населяющих в настоящее время Европу, что в нем имеется особый эргативный падеж как, например, в языке абхазов, чеченов, адыгов. Таким образом, мы видим, что язык басков в типологическом отношении соответствует языкам народов Кавказа, у который в глубокой древности культ быка занимал если не главную, то все-таки ведущую роль в связи с развитием земледелия, так как первоначально первые земледельцы впрягали в плуг быков.

Культ быка в VII-V тысячелетии до н. эры известен по археологическим раскопкам Чаттал-Гуюка (Турция). Этимология слова Торо - ``Бык'', испанск. Того, опять приводит нас к башкордскому языку, из которого это слово и вышло, поскольку у башкордов [Тур~е] означает ``вожак, предводитель'', тора означает ``стоять'', что журавль-торна и делает посередине воды и бьет [т~орт~е] своим клювом [су~кыш] воду (в поисках лягушек) добывая, создавая сушу - ер (erda - terra). Интересно отметить, что в мокшо- эрзянском языке слово Тор означает ``меч'', а слово шар - ``колесо'', от последнего, по всей видимости, и происходит chariot. На языке шумеров (аг - ``круг'', от башкордского ара, отчего и происходит англо - итальянское - area. Кордского, иранского - шарк - ``диск Солнца'' на восходе, а поскольку Солнце, солнечный диск восходит на востоке, то и произошла контаминация двух понятий, вследствие чего теперь словом шарк у башкордов -кордов {создателей колесниц Аркаима) называется Восток. Бог Солнца (Сурья по ``Риг-Веде'') выезжает каждое утро на колеснице.

Можно было бы назвать это случайным совпадением, если бы не башкордская мифология, один из героев которой Торна-Хаубен известен и в Скандинавии, из которой вышли англы - англичане, сохранившие даже фонетику башкордского языка. К тому же, и Уральские горы, где живут башкорды, и Кавказ, где живут абхазы, и Пиренеи, где живут баски, и Скандинавия, где живут норвежцы, известны археологам как одни из самых древнейших в истории человечества очагов зарождения металлургии.

Если мы вернемся к кордам, то в горах Загрос археологи действительнo нашли один из самых ранних свидетельств наличия земледелия в этом районе, начиная с VIII тысячелетия до н. эры, что в конце концов и привело к созданию первых в мире городов-государств Шумера. Земледелие отличается от охоты, в которой огромную роль играет счастливый случай, о ниспослании которого взывает шаман. Оно основано и строится, развивается на основе природно-климатических, биологических законов. Каждый колос ячменя - арыш (arge, франц.) и пшеницы состоит из ``зерен'' - ем (башк.), сьмел (кордск.), собранных по порядку одно за другим в одно целое. Наслоение одного предмета на другой, то есть ``слой'', башкорды и корды называют одним словом [~кат] (gat), а местоимение III лица (обоих родов) у башкордов и кордов передается словами - ул (башк.) и - ле (кордск.). Словом логат - льгат корды называют ``колос пшеницы'', остающийся в поле после жатвы, а так же ``Словарь слов'' того или иного языка. Словарь слов у башкордов и кордов называется - логат, потому что в нем слова собраны в единый порядок, как зерна в колоске ячменя или пшеницы. Первыми в истории человечества словарями были словари шумеро-аккадского и шумеро-эблаитского языков, созданные около 2200-2000 гг. до н. эры.

Одним словом имя логат как понятие ``словарь языка, сборник слов'' было известно еще в тот исторический период, когда никаких греков, как и всех прочих индо (да еще и) европейцев и в помине не было. Поэтому совершенно непонятно, на основании каких лингвистических данных это башкордское слово логат (ул [~кат]) стало считаться греческим - Логос? Слово Логат - Логос родилось и вышло из недр башкордского языка, благодаря росту, развитию и прогрессу самосознания башкордского народа в древности. Зернышко - ячменя, пшеницы и т.д. , посаженное весной, к осени дает ``колос'' сьмел с десятью и более зернами, и, следовательно, по отношению к урожаю (``множеству'') зерно является первым (единичным). Вот именно по этой причине в кордском языке слово ``зерно'' - хаб, несет в себе и другой смысл - ``первый, нумератив 1''. С рождением понятия числа один, как нумератива, начинается зарождение древнешумерской математики, обзор которой был сделан в советской шумерологии А.А.Вайманом (см. его ``Шумеро-вавилонская математика'', М. 1969 г.). Для башкордов порядковое числительное один навсегда осталось связано с образом журавля, прилетающего весной на Урал, останавливающего наводнения рек и, тем самым, считающийся башкордами зачинателем жизни. Поэтому у башкордов числительное ``один'' - нумератив ``первый'' и называется словом бер, отсюда и немецкое Ober - ``высший'', поскольку Журавль приходит (прилетает) на Урал по небесам, сверху, из небытия (ноль). Кстати, так называемая ``арабская'' цифра порядкового номера 1 вышла из башкордского обозначения журавля, на которое эта цифра и походит, а точнее, с журавля и скопирована. А так называемое ``арабское'' имя этой цифры 1, известное как АЛ (алеф), не что иное, как башкордское слово ``красный'', ``пурпурный'' - ал, поскольку журавль, по башкордской мифологии, приносит людям, башкортам, солнце, разбив клювом мировое яйцо - Кук Ай. Кстати, и русское слово ``алый'' взято из языка башкордов.

Долгие морозные ночи в ожидании своего Солнечного бога Торна ( Тор -скандинавок.) - Хаубена, проводили на Урале зиму древние башкорды. Прилет бога весной раскрывал небесно-астрономический календарь - Xwa бен (кордск). После чего, отдав дань хозяину Зимы, ``наследнику'' - Варису смерти - Ворону (ритуал [~кар~га] туйы), приступали к посеву зерна - йем, а завершив его, молились богу - Хабанд (кордск.) туй. Все лето Торна-Хаубен, воюя с Ках-Кахой, регулирует небесные воды - Дождь, столь необходимый для роста травы и ожидаемого земледельцами будущего, осеннего, урожая ячменя и пшеницы.

Собрав урожай пшеницы в конце августа и, не боясь голода зимой, башкорды говорят: Би - сьмелла - Рох - ман - Ро - хим, что в переводе с кордского означает:

Бь - сьмел - Рох - ман - Ро - хим.
с - колосом - дух - мой - Солнце - основа

И если это словосочетание перевести на литературный язык, то оно звучит так:
Вместе с зерном Душа моя, Солнце (всему) основа.